29 апреля 1515 года в немецком Вюрцбурге произошёл эпизод, который для одних стал подтверждением чудодейственной силы алхимии, а для других — поводом считать Парацельса воплощением тёмных искусств. Его ученик, Иероним Шварц, записал этот день как момент, когда "жизнь послушалась человека", но сохранил и страх — ведь оживление мёртвого тела всегда стояло на грани дозволенного.
В тот день Парацельс и Шварц вошли в город, где народ знал о необычном враче всё: что он лечил прокажённых, возвращал зрение слепым, творил то, что другие врачи даже не пытались объяснять. Поэтому молодой житель Вюрцбурга, потерявший невесту, бросился к нему с отчаянной просьбой — вернуть к жизни Магду Вассер. Девушка погибла под тяжёлой телегой с бочками вина всего два дня назад.
Вот тогда Шварц, по юношескому дерзкому вдохновению, предложил учителю испытать эликсир бессмертия — легендарный раствор, над которым Парацельс работал многие годы.
Тело Магды находилось в храме. Шварц поставил пять свечей и начертал магический круг. Последняя свеча вспыхнула — и Парацельс, осторожно открыв колбу, достал прозрачную жидкость, в которой смочил губку и медленно провёл ею по лицу девушки, протёр грудь, затем влил остатки эликсира в полуоткрытый рот. Приложил ухо к груди — но сердце молчало. Шварц поднёс к губам умершей лёгкое пёрышко — и оно дрогнуло. Затем дрогнуло ещё раз. Девушка дышала.
Чтобы понять, как Парацельс пришёл к подобному искусству, нужно знать, кем он был. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм родился в 1493 или 1494 году, в крошечном швейцарском местечке Эгге. Его отец — врач, мать — служанка монастыря Айнзидельн, ухаживавшая за больными.
Он был тщедушным, с большой головой и кривыми ногами. Но среди книг и алхимических сосудов вырос ум, который позднее изменит европейскую медицину.
Псевдоним Paracelsus — "Парацельс" он выбрал сам. Старые исследователи считали, что это означает "около Цельса", римского врача I века. Современные же учёные уверены: это лишь латинизированная форма немецкой фамилии — Hohenheim. Сам Парацельс предпочитал толкование символическое — стремление превзойти авторитетов.
Его девиз был дерзок: "Тот, кто способен быть сам собой, не принадлежит никому".
В 16 лет он покинул дом, зная уже основы хирургии, терапии и алхимии. Уехал в Базельский университет, затем учился у аббата Иоганна Тритемия — легендарного мага и астролога. Позднее Парацельс получит степень доктора медицины в Ферраре, после чего отправится в бесконечные странствия: Италия, Балканы, Пруссия, Польша, Венгрия, Дания, Нидерланды, Франция…
В каждую землю он входил как ученик, а уходил как человек, который всегда узнавал больше других. Слухи о нём множились. Говорили даже, что он побывал в плену у татар и сопровождал сына Великого хана к Константинополю — но сам Парацельс это не подтверждал.
Что он точно знал — так это восточную медицину, магические практики, методы древних мистиков. И использовал он их не как волшебник, а как учёный, который ищет корень болезни в самой природе человека.
Парацельс не боялся применять вещества, которые считались опасными: мышьяк, ртуть, серу, известь. Но его философия заключалась в дозировке. Он говорил, что болезнь — это нарушение химического процесса в организме, а задача врача — восстановить этот процесс.
Он лечил ожоги можжевельником и свиным салом, останавливал кровь укропом и тысячелистником, делал мази на основе ртути и серы.
Он писал: "Я видел прекрасные напитки для лечения ран, которые благодаря своей особой природе излечивали необычайные раны…"
И дальше:
"Я видел… одного валаха, который давал выпить не более одного глотка и этим вылечивал всяческую рану и укол. Я также видел в Кроатии одного цыгана, который брал сок одной травы…"
Он учился у всех — у пастухов, у странствующих лекарей, у цыган, у алхимиков. Знание для него было универсальным. Врача Галена, тогдашнего авторитета медицины, он критиковал беспощадно. Говорил, что соки тела — миф, что болезнь не там, где её ищут. Вместо галеновских медикаментов Парацельс предложил препараты, изготовляемые химическим путём, которые он называл спагирическими от греческих слов — spao — "тяну, излекаю" и agerio — "собираю". Наименование это не устоялось в медицине, но имя Парацельса связано с натуропатией, спагирикой и холистической медициной.
Парацельс был человеком неуживчивым. За площадную ругань по отношению к коллегам он получил прозвище Какофраст — "злоречивый". Язвительный намёк на его имя Теофраст, то есть "богоречивый".
Особенно ярким стал один эпизод. Парацельс вылечил богатого каноника Корнелиуса фон Лихтенфельса, который обещал заплатить сто гульденов, но прислал лишь шесть. Теофраст подал в суд, который отказал в иске, признав выплаченный гонорар достаточным. Парацельс написал гневный памфлет против судей — и магистрат выдал распоряжение об аресте смутьяна. Пришлось уносить ноги.
Изгнанник всё же нашёл издателя в Ульме и подготовил книгу "Большая хирургия", которую посвятил королю Фердинанду. Однако печатник изуродовал текст, допустив массу опечаток и ошибок. Для Парацельса это стало ударом — почти личной трагедией. Однако он добился выпуска исправленной версии в Аугсбурге. Первая книга вышла в Аугсбурге 25 июля 1536 года, вторая — 22 августа. 1536 год принёс ему славу.
В Каринтии и Зальцбурге Парацельс практиковал, писал, лечил. В 1540 году он отказал высокому чиновнику в Клагенфурте и переехал в Зальцбург, где продиктовал завещание.
Современные исследования останков показали высокую концентрацию ртути. Возможно, он стал жертвой собственных методов лечения. Ртутью лечили проказу и сифилис, что часто убивало. Парацельс пропагандировал точную дозировку ртути и возражал против других методов лечения.
Но существует и романтическая легенда, записанная спустя 121 год: его схватили враги и сбросили с утёса, "потому что никаким другим способом невозможно было его умертвить".
На его могильном камне написано: "Здесь погребён Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжёлые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал своё имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24-й день сентября сменил он жизнь на смерть".
Внизу под надписью изображён герб Бомбастов фон Гогенгеймов, окружённый шестью крестами, и начертано: "Мир живущим и вечный покой погребённым".
Парацельс жил между двумя мирами — мирами науки и магии. Где бы он ни находился, его окружали ученики. Его называли: "небесным аптекарем", "учителем невидимой школы", и даже "Аполлоном".
Он мог в один вечер проповедовать натуропатию, в другой — разбить о стену склянку с мочой легковерного ученика, который три дня постился ради "диагностики".
Мог лечить словом, мог — ртутью. Мог возродить девушку — а мог разрушить научный авторитет, который строился веками.
Он говорил: "Покой лучше тревоги, но тревога полезнее покоя" и "Здания, воздвигнутые человеком, не более, чем камни. Все храмы, церкви и прочие постройки… в конце концов исчезнут. Сохранится лишь тот храм, в котором Бог устроил себе жилище. И этот храм — человек".
История оживления Магды Вассер — лишь один эпизод в биографии Парацельса, но в ней — вся его суть. Он верил, что человек — это сложная алхимическая система, и если знать её тайны, можно вернуть к жизни даже мёртвое тело.
Оживил ли он девушку действительно? Был ли его эликсир чем-то большим, чем смесью лекарств и магии? Или всё произошло благодаря случайному отдыху сердца, известному лишь врачам XXI века?