Почему невеста в белом, а месяц «медовый»

Большинство сказок и романов о любви заканчиваются свадьбой. Что происходит потом, описывается довольно скупо «стали они жить-поживать, добра наживать». В русской литературе почти никогда не упоминается так называемый «медовый месяц» - пожалуй, только у Льва Толстого в «Крейцеровой сонате»: «... и начался хваленый медовый месяц». Может, и правда – перехвалили?

Русская аристократия, как и современные молодожены, обычно отправлялась после венчания в свадебное путешествие, в основном, за границу. Из дореволюционного этикета известно, что сразу после свадьбы начиналась так называемая визитная неделя. Молодожены целую неделю или больше ездили к родным и знакомым с официальными 15-минутными визитами.

Кроме того, у себя дома они ежедневно принимали поздравителей. Каждый прием длился не менее двух часов, на угощение подавали чай со сладостями и десерт. Но это вряд ли можно отнести к неделе из «медового месяца». Все-таки подразумевается, что для полного счастья молодые должны быть предоставлены сами себе.

Само словосочетание «медовый месяц» встречается во многих языках мира. В польском - miodowe miesiace, французском - lune de miel, немецком - Honigmond. Есть такое словосочетание в украинском, в болгарский, армянском, древнеперсидском, новоперсидском, древнеиндийском и старославянским языках.

Интересно, что у наших северокавказских народов - ингушей, чеченцев и осетин - ни такого понятия, ни такого словосочетания нет.

До сих пор не удалось точно установить, из какого языка «медовый месяц» заимствован русским языком. Да, это понятие есть в старославянском языке. Но точно известно, что у древних славян, предков нынешних русских, ни в народных песнях, ни в преданиях это словосочетание не встречается.

Была иная традиция - молодые на свадьбе не ели и не пили, так как находились в разных мирах - по поверьям, девушка, выходящая замуж, «умирала» для своего рода и «воскресала» в роду своего жениха, поэтому на свадьбе она была как бы «мертвая», а жених - живой.

Отсюда и белый свадебный наряд (белый цвет у наших предков был траурным цветом - символом чистоты и невинности он стал только после принятия христианства). Так что даже касаться друг друга молодые не могли на свадьбе - это могут делать только принадлежащие к одному миру люди.

Естественно, родовые отношения в те времена не подразумевали вступление в брак по любви, поэтому и «медового месяца» также не могло быть - ведь он подразумевает тридцать дней безоблачного счастья и любовной гармонии. Это если читать «медовый» как сладкий, приятный.

Однако мед (известный в старину напиток) обладает прекрасными характеристиками как средство для повышения половой потенции. Поэтому выражение «медовый месяц» может быть связано отнюдь не с наслаждениями первого периода супружества, а непосредственно с медом.

В Англии в давние времена молодожены в течение первых тридцати дней пили много меда, чтобы стать сильными в сексуальном отношении и плодовитыми.

Здесь возникают вопросы. Если брать «английскую версию» происхождения «медового месяца», то не совсем понятно, почему пить мед и увеличивать сексуальную потенцию в браке нужно только один месяц, а не всю жизнь?

А если допустить, что в русском языке «медовый месяц» появился из старославянского, а в старославянском из древнеперсидского или древнеиндийского, то это выражение означает именно гармонию и наслаждение отношениями без медового стимулятора. Ведь именно у древних персов есть пословица: «У каждого чувства есть свой медовый месяц». Здесь, скорее, имеется в виду накал страстей - и не только любовных.

Какую версию считать правильной - личное дело каждого молодожена.

Автор Андрей Беляков
Андрей Беляков — журналист, редактор раздела "Здоровье" Правды.Ру
Обсудить