Древнейшая, по словам Ф.Энгельса, профессия – проституция – до сих пор не дает спокойно жить многим и многим нашим согражданам. Одни посвящают себя праведной борьбе с продажной любовью на законодательном, творческом или «уличном» поприще. Другие спят и видят, как бы с этой «любовью» познакомиться поближе и попользоваться ею почаще. И мало кто задумывается о том, что у древнейшей профессии есть своя древнейшая история, в которой уже все было… и борцы, и клиенты.
Сколько существует человечество, столько мудрые «отцы нации» стараются его переделать. Первая документированная попытка улучшить моральный облик сограждан была сделана афинским политиком Солоном в 594 году до н.э. Озабоченный, по словам Плутарха, "состоянием сексуальной одичалости", в котором пребывали афиняне, Солон решил привить им зачатки нравственности.
Инструмент, избранный Солоном для сей благой цели, как потом выяснилось, оригинальностью не блистал - законодательство.
Действуя по принципу «суп отдельно - мухи отдельно», Солон разделил всех женщин на честных и продажных. Первым заниматься проституцией он запретил, а в качестве компенсации повелел мужьям «иметь со своими женами, по меньшей мере 3 половых сношения в месяц». Вторых же, купленных специально для этой цели государственных рабынь, законодатель, напротив, обязал заниматься развратом в созданных специально для этой цели государственных борделях.
Доходы от государственных публичных домов, как нетрудно догадаться, тоже шли в карман государства. Солон нашел им применение - выстроил храм. Правда, посвятил его богине любви Афродите. Надо полагать, с чувством юмора у Солона все было в порядке.
Шли годы, но нравственность древних греков почему-то не улучшалась. Конкуренцию государственным публичным домам составляли сперва храмовые, посвященные той же Афродите. Позднее разбогатевшие «госслужащие» получили возможность выкупаться на волю, переходя, таким образом в более привилегированную категорию гетер.
Не остановившись на достигнутом, они расширяли производство, приобретая собственных рабынь. Так, знаменитая гетера Питионика была рабыней флейтистки Бакхис, которая, в свою очередь, принадлежала гетере Синопе.
«Приватизированный» лупанарий
По сравнению с Афинами времен Солона, Рим даже в период империи был цитаделью демократии. Римские бордели были «приватизированными» - находились в частных руках. Один из них - знаменитый лупанарий (от лат. «lupa» - блудница) был отрыт в Помпее при раскопках 1862 года.
Шикарным это заведение назвать было нельзя при всем желании. Двухэтажное здание, на первом этаже которого располагалось отхожее место, стойка для привратника и 5 комнатушек по 2 квадратных метра каждая. На каждой двери было нацарапано имя девушки, занимающей сегодня эту комнату.
Обстановка ограничивалась вделанной в стену кроватью длиной чуть больше полутора метров и светильником, ибо окон в римских борделях не было. Там же были найдены бордельные марки - средства внутрибордельного платежа с изображением крылатого фаллоса. Эти эрзац-деньги клиент покупал у привратника за полновесную римскую монету и отдавал проститутке в награду за труды.
На втором этаже комнатки были попросторнее, да и входы имели индивидуальные, с улицы. Явно для более состоятельной публики. Стены комнат были украшены схематическими изображениями различных любовных поз (для клиентов, у которых плохо с фантазией) и надписями типа: «Здесь был Авл», «Сегодня смог три раза. Гней» или «Тут Гай трахал Архедику» с указанием как долго и в какие места.
Открывались римские бордели по закону в три часа дня, дабы молодежь до этого времени предавалась не разврату, а полезным делам вроде гимнастики и воинских упражнений. Кроме того, государство в лице римской «полиции нравов» (эдилов) регулярно освидетельствовало бордели на предмет санитарно-гигиенического состояния и отлова незарегистрированных сотрудниц.
Последнее было особенно важно для государственной казны с тех пор, как император Гай Калигула ввел налог на проституцию - одну восьмую часть ее заработка.
Девочки в форме
Пока небольшие армии греческих городов-государств выясняли отношения на равнинах Эллады, с нравственностью солдат (с точки зрения древних греков) все было вроде бы в порядке. Женщин в обозах они не таскали, а свою страсть, чтобы далеко не ходить, делили с товарищами по оружию. Например, элитные войска города Фивы – «Священная сотня» была полностью укомплектована активными и пассивными гомосексуалистами.
Если это и сказывалось на боевых качествах непобедимой фиванской фаланги, то лишь в лучшую сторону. Разбить воинственных фиванских «голубых» смог только Александр Македонский - его соотечественники в те поры считались в Греции полуварварами, ничего не понимавшими в «изысканных наслаждениях».
Примерно в V веке до н.э. в Греции из-за явного избытке неселения стали бурно развиваться наемные войска. Целые армии «солдат удачи» предлагали свои услуги хоть соотечественнакам-грекам, хоть врагам-персам. Наемники были людьми сравнительно состоятельными, и воевать любили с комфортом. В походах их сопровождали не меньшие по численности армии проституток.
То же самое явление повторилось через 18 веков в средневековой Европе, когда на поля сражений снова вышли наемники - ландскнехты. При осаде города Нейса в 1474 году герцогом Бургундии Карлом Смелым его армию обслуживали 4000 проституток (по 30 в каждой роте из 200 человек).
Когда осада не задалась, герцог построил их «по росту» и погнал на фортификационные работы. «Женскому батальону» был даже сшит собственный флаг. В следующем году Нейс пал.
Кроме «работы по специальности» средневековые армейские проститутки служили своеобразными «начфинами» наемных войск. За военную добычу они платили известного рода услугами, вещи конвертировали в монет,.. которые подчас ссужали тем же наемникам в дни мира. Так проститутка стала маркитанткой - вроде брехтовской мамаши Кураж. Кстати, модное слово «маркетинг» происходит от того же корня.
В счет будущего платежа такая маркитантка могла потребовать с ландскнехта залог - как правило, его основное орудие производства - устрашающих размеров двуручный меч. Поэтому в те поры, когда наемников преследовали неудачи, не редки бывали женщины, постоянно таскавшие с собой (чтоб не сперли!) по 10-20 единиц холодного оружия.
Не б…, а сотрудница борделя
Были в средневековой Европе и «оседлые» проститутки. Обитали они в городах, вся жизнь которых была тогда строго регламентирована! Даже бордели были «недвижимым имуществом» города, на территории которого находились. Впрочем, встречались публичные дома, принадлежащие... церковному приходу или близлежащему аббатству.
В средние века подобный двойной стандарт никого не смущал. Напротив, чем выше была «крыша» у борделя, тем больше было гарантий, что клиента там обслужат качественно, не убьют и не ограбят.
Непосредственное управление заведением осуществлял содержатель или содержательница, являвшиеся, по сути, сотрудниками «городской администрации». Чтобы попасть на эту должность, необходимы были веские рекомендации - например, от светских, а лучше - духовных «отцов».
Если бы у этих «менеджеров» были трудовые книжки, там можно было бы встретить запись: «Принят на должность содержателя борделя по рекомендации св. отца Имярек».
Для упорядочения отношений администрации, сотрудниц и клиентов в XV в. по всей Европе были приняты бордельные уставы.
Например, дошедший до нас ульмский устав до сих пор мог бы послужить основой для конституции небольшого государства. Вот как осуществлялся надзор за казной борделя: к сундуку с деньгами имелось 3 замка и столько же ключей. Один находился у содержателя, второй - у «расценщицы», третий - у «депутатки» от проституток. Можно над этим смеяться, но для запуска современной баллистической ракеты тоже требуются 3 ключа.
Или процедура «импичмента» проворовавшегося содержателя - он мог быть смещен с должности «общим собранием» проституток. Клиентуру средневековых городских проституток составляли студенты в тех городах, где были университеты, и подмастерья, которым цеховые уставы запрещали жениться.
Женатым мужчинам, а также монахам и евреям, вход в дома терпимости был заказан. О «нравственности» же горожан заботилась католическая церковь, правда, на свой лад. Так, в бордели было запрещено принимать на работу нехристианок.
Кроме того, содержатель обязан был отпускать своих сотрудниц на богослужения. В церкви за проститутками были зарезервированы особые места, а среди своих небесных покровителей «сотрудниц борделя» числили святых Марию Магдалину и Марию Египетскую.
Чего только не делали с проституцией законодатели разных времен и народов. Запрещали и разрешали, национализировали, муниципализировали и приватизировали. А она, проституция, и ныне живее всех живых.
Когда же на парламенты и правительства в очередной раз находит необоримое желание улучшить моральный облик сограждан, невольно появляется вопрос: «Ну сколько раз можно наступать на одни и те же грабли»? Правильный ответ на него таков: «Пока от многократных ударов по лбу не сломаются грабли».