21-го декабря исполняется 110 лет со дня рождения маршала Константина Константиновича Рокоссовского . Юбилей будут праздновать в Зеленограде, где находится памятник полководцу, в Сухиничах (Калужская обл.), где в дни юбилея откроют памятник. В одной из школ уже открыт первый в России музей Рокоссовского. Потомки маршала надеются, что этот праздник им не испортят очередными сенсационными историями о романах с актрисами, или появлением новых «детей лейтенанта Шмидта».
Из бесед корреспондента «Правды.Ру» с правнучкой великого полководца – журналисткой Ариадной Константиновной Рокоссовской .
- Ариадна, невероятное количество слухов ходит про «маршалов Победы» - Жукова и Рокоссовского. Однако вмешательство в частную жизнь Константина Константиновича достигло поистине исполинских масштабов.
- Расхожий анекдот. Один из многих. Люди, которые рассказывают такие анекдоты – элементарно не знают истории. Странно слышать, что Сталина представляют блюстителем нравственности, как будто во время войны у него не было других дел. Тот, кто знает, какой была обстановка на фронте, понимает, что в то время Сталину было не до амурных похождений советских генералов. Ведь описываемый период - это Сталинградская битва.
Я уже не говорю о том, что на войне у большинства генералов были любимые женщины. Была фронтовая любовь и у Рокоссовского. Но не московская актриса, а военврач, служившая в госпитале при штабе фронта, и родившая ему дочь в конце войны. И «наверху» об этом знали. Но никому никогда за это не пеняли ни Сталин, ни кто-либо еще. В отличие от нашего поколения, люди тогда понимали, что такое война, и что такое жизнь в шаге от гибели.
- Члены семьи маршала Рокоссовского принимают какие-нибудь меры против потока наветов на своего прославленного предка?
- Смотря что называть мерами. В нашей семье нет любителей скандалов и судебных процессов. Иной раз приходится слышать и читать в прессе вещи, равносильные пощечине. Какие тут можно принять меры? Подавать в суд мне пока ни разу не приходилось. До сих пор все ограничивалось тем, что я звонила в СМИ, объясняла, что они опубликовали информацию не соответствующую действительности. К счастью, многие журналисты, поняв, что допустили ошибку, сами стараются ее исправить. Так что такие ситуации, как правило, заканчиваются миром – газеты пишут опровержения. Наверное, это объясняется тем, что, несмотря на тот поток сплетен, который пресса обрушила на прадеда, к маршалу Рокоссовскому относятся с уважением.
Хотя вот не так давно мне пришлось разговаривать с украинским журналистом, который написал материал о «сыне» маршала Рокоссовского (при том, что у Рокоссовского были только дочери: моя бабушка Ариадна – от жены Юлии Петровны, и Надежда – от фронтовой любви Галины Талановой).
История этого «сына» очень занимательна. Некий Рафаил Витальевич Сусликов, проживающий в Киеве, в восьмидесятые годы писал нам письма, в которых убеждал нас, что он – сын маршала. Ему требовалось разрешение на то, чтобы взять фамилию Рокоссовский. В те времена Рафаил Витальевич рассказывал, что тайну своего рождения он узнал в 1965 году от умирающей матери, которая всю свою жизнь молчала о том, кто его отец, и скрыла это даже от самого отца – маршала Рокоссовского.
В те годы достать подробную информацию о жизни полководцев было сложнее, чем сейчас, и Рафаил Витальевич, видимо, был не очень хорошо знаком с биографией «отца». А для нашей семьи было очевидным, что даты из жизни маршала Рокоссовского не совпадают с историей, поведанной так называемым «сыном».
Вот, например, «сын» родился в июле 1927 года в Советском Союзе, а «отец» с июля 26-го по июль 28-го года жил в Монголии, где работал инструктором Монгольской народно-революционной армии. То есть для того, чтобы родить от Рокоссовского, мать Рафаила Витальевича должна была быть беременной как минимум год!!! Таких нелепостей и несовпадений в том первом письме - множество. Кстати впоследствии Рафаил Витальевич сориентировался и, узнав, что Рокоссовский в момент его зачатия находился в Монголии, стал рассказывать, что он родился на два года позже - в 1929 году – когда будущий маршал вернулся в СССР и был направлен на учебу в Москву.
Наличие же в его документах другой даты рождения объяснил тем, что для того, чтобы пойти на войну, он прибавил себе два года. Но это было уже в девяностые годы. А самое замечательное, что в Читинской области в сохранившемся в архиве ЗАГСа акте о рождении этого господина сказано: родился 30 июля 1927 года, родители: отец - Виталий Кириллович Сусликов, мать – Анна Дмитриевна Сусликова. Нормальная советская семья. Могу себе представить, что было бы с отцом Рафаила Витальевича, если бы он узнал, что сын променял его на маршала Рокоссовского.
В 90-е годы, когда СССР прекратил свое существование и стало возможным поменять имя и фамилию без нашего согласия, Рафаил Витальевич Сусликов стал Рафаилом Константиновичем Рокоссовским. В день столетия маршала Рокоссовского 21 декабря 1996 года мы увидели этого человека в новостях по одному из центральных российских телеканалов. Там в интервью он рассказывал уже совсем другую историю, ее же впоследствии мы читали во многих серьезных, уважаемых газетах.
В этой истории мать Рафаила Витальевича уже оказывалась первой женой Рокоссовского (притом, что маршал был женат только один раз – с 1923 года и до конца жизни – на моей прабабушке Юлии Петровне Барминой, что подтверждается записью в книге актов гражданского состояния в Кяхте, где они поженились – там зафиксировано, что у жениха К.К. Рокоссовского, этот брак - первый). Сам Рафаил Витальевич, по его словам, всю жизнь провел рядом с отцом, и когда маршал умирал, именно «сын» сидел у его постели. При этом «сына» не видели ни жена, ни дочери, ни внуки, ни друзья, ни сослуживцы Рокоссовского. А сам сын не знал ни, от чего, ни где умер «отец»!
Пересказывать все нелепости, которыми Сусликов-Рокоссовский потчует журналистов можно бесконечно. Самое ужасное, что своими историями он бросает тень на имя замечательного полководца. Не обращать на это внимания невозможно – интервью этого человека множатся в Интернете, он пишет книги о Великой отечественной войне, руководит созданным им фондом маршала Рокоссовского и разъезжает по странам СНГ, рассказывая свои истории ветеранам. А украинский журналист, который сделал с ним интервью, сообщил мне, что в качестве доказательства своего «сыновства» Сусликов представил ксерокопии каких-то то ли поздравительных открыток, то ли писем от украинских чиновников.
Есть еще один «сын» - Виктор Рокоссовский. О нем мы впервые узнали в 80-е из письма Рафаила Витальевича. Он сообщил нам, что в Ростове-на-Дону живет еще один «сын» Рокоссовского - Виктор, с которым они очень дружны. Позже и он начал появляться в прессе. История этого Виктора с самого начала полна несоответствий. Потому что якобы роман его матери с Рокоссовским начался в 1919 году, когда будущий маршал, будучи раненным, лечился в одном из сибирских госпиталей. Впоследствии эту же версию взял на вооружение и его друг и «брат» Рафаил. Таким образом, это якобы лечение в госпитале у Рокоссовского вышло веселым – серьезные романы с последующей совместной жизнью с двумя девушками… одновременно.
Однако в собственноручно написанной Рокоссовским автобиографии, которая сохранилась в нашем семейном архиве сказано: в ноябре 1919 года был ранен, но остался в строю. Тут же справка о ранении - в графе «оказанное воспомоществование» значится: «перевязка». Рокоссовский не лечился в госпитале, а его «сыновей» ввела в заблуждение та самая книга о Рокоссовском из серии «ЖЗЛ», автор которой позволил себе небольшое отступление от фактов.
Кстати о книгах! В Ростове живет писатель Анатолий Корольченко. Он послушал увлекательные рассказы этого Виктора и написал книгу о маршале, в большой степени основанную на историях от «сына». Эту книгу я прочла и обнаружила, что, рассказывая о частых визитах к «отцу», Виктор описывает домашний кабинет маршала таким, каким он был показан в фильме о Рокоссовском, снятом в 80-е годы. То есть не тот кабинет, в котором работал Рокоссовский, а комнату-музей, созданный внуками полководца после его смерти. Таких нелепостей в книге множество. И жаль писателя, пожилого человека, который потом каялся в том, что поверил Виктору, и прадеда жаль, потому что новых детей у него с каждым годом становится все больше. А защитить имя полководца некому. Власть предержащим все равно, кто и что говорит о людях, которые сражались за нашу страну.
- Или снимать... Скажите, обращались ли к вам создатели сериала "Звезда эпохи" за консультацией в процессе работы над фильмом? На мой взгляд, в нем напрочь отсутствует дух эпохи, но насколько верны авторы в деталях любовного треугольника?
- Когда дочь Симонова и Серовой Мария Кирилловна Симонова совершенно случайно узнала, что снимается фильм о ее матери, создателям сериала волей-неволей пришлось связаться с родственниками героев ленты. Ни до, ни после авторы не проявляли никакого интереса к подлинным биографиям своих персонажей. Все ограничилось одним-единственным показом тогда еще 8-серийного фильма, с рабочим названием «Любовь к тебе, как бедствие». Они решили пойти нам навстречу и дали посмотреть кассеты.
Позже я разговаривала по телефону с продюсером фильма «Звезда эпохи» Юрием Мацюком, представляющего, по-моему, телекомпанию «Сеними» и высказала ему наши претензии. Я пыталась объяснить, что авторы фильма не понимают: тогда не было богемы. Это были советские люди, поэтому у них не были приняты любовные треугольники, всяческие хитросплетения. Суть этого фильма заключается в том, что авторы собрали все появляющиеся в окололитературных, бульварных источниках всякие мелкие гадости, вплоть до низкопробных анекдотов.