У Толстого и Гоголя Наполеон соседствует с "666"

Наполеон и три звериные шестерки

В эти дни Франция вспоминает, хоть и с грустью, и немного рассеянно, 200-летие Русской кампании, которая быстро разрешилась для французов и их союзников катастрофическим отступлением. 600 тысяч человек при выступлении войск и лишь несколько тысяч при их возвращении! Говорится также о полумиллионе убитых и умерших от холода русских. Потому что Наполеон — ужасный правитель и домостроитель для Франции — являлся также и одним из самых грозных завоевателей в истории, повергавшим в трепет народы и царившим над миром; а также он был одним из тех, кто искал способа завоевать Россию. В том случае можно рассматривать Наполеона как отменного тирана, равного Гитлеру или Чингиз-хану. И именно тут вспоминается число зверя…

Число 666, или число зверя, бередит умы толпы эзотериков — как любителей, так и профессионалов. Известно, что в наши дня число 666 представлено в штрих-коде, без которого невозможно ни купить, ни продать что бы то ни было. Но ничто не вызывает большего магического интереса, чем великие события или великие завоевания. Итак, Наполеон представляет возможность двум гениям русской литературы позабавиться с 666 и числом зверя…

Читайте также: 1812 год: как и кем был спасен Петербург?

Откроем третий том "Войны и мира" Льва Толстого. Здесь он описывает духовные прорицания своего знаменитого героя Пьера Безухова — героя праздного, отличающегося возвышенным унынием, — который лично присутствует во временах и при событиях самых необычайных и является истинным их свидетелем. Итак, прорицания о вторжении Наполеона в Россию. Вот что пишет он о Пьере и о его принадлежности "… к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны".

Эта принадлежность предполагает, без сомнения, свободную волю, о которой говорили просветители и Кант, но, кроме того, такая принадлежность предполагает также и волю, желание истолковывать то, что иногда касается области иррационального. Может быть, Наполеон возвещал новый мировой порядок? А к тому же известно, что Евангелие от Иоанна — излюбленная книга масонов и всякого рода "посвященных". И таким образом, не без некоторого дистанцирования, Толстой добавляет:

— Он [Пьер] чувствовал, что-то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы.

Захваченный в плен чувством унылостью жизни, Пьер на самом деле ищет смыла жизни и следит за ее знаками. И вот Библия, а особенно — ее экзегеты приходят на помощь:

— Пьеру было открыто одним из братьев-масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.

В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: "Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть".

Совершенно ясно, что каждая эпоха ищет свой Апокалипсис, каждый толкователь выискивает собственное чудовище. С Наполеоном Пьер находит все, что он искал. И Толстой добавляет:

— Французские буквы, подобно еврейскому число-изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение (по таблице)…

Продолжение еще более захватывающее. Ведь Толстой, который, кажется, забавляется со своим героем-бездельником и с его эзотерической манией, напоминает нам о знаменитом сроке царствования Антихриста:

— Написав по этой азбуке цифрами слова L'empereur Napoléon, выходит, что сумма этих чисел равна 666-ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux, то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666-ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812-м году, в котором французскому императору минуло 42 года.

Затем Пьер проделывает те же действия с именем царя Александра, со своим собственным, и с именем России, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666-ти. Однако он настаивает и добавляет к группе имени национальность — l'russe Bézoukhov — что-то начинает обрисовываться, как если бы Пьер хотел придать своей судьбе некую значимость, пусть и мефитическую и никак с ним не связанную. Вычисления с числом 666, кажется, стали докучать Толстому, и он на этом и остановился.

Однако прежде, чем обращаться к Толстому, следовало бы взойти к Гоголю. Потому что к Гоголю нужно всегда восходить… Он тоже забавляется с понятием об Антихристе и числе 666 — забавляется, да не совсем. Об этом находим в "Мертвых душах" с его знаменитым Чичиковым. Персонаж этот, как известно, вызывает сплетни и россказни в городке, в который он приезжает. Его принимают за дьявола, даже за самого Антихриста и Наполеона! Полагают, что это дурная шутка союзников англичан!

— И вот теперь они, может быть, и выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков.

Гоголь, который всегда смешивает искуснейшую карикатуру с самой глубокой истиной, готов даже устрашить свою провинциальную публику!

— …пророк пришел неизвестно откуда, в лаптях и нагольном тулупе, страшно отзывавшемся тухлой рыбой, и возвестил, что Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, но после разорвет цепь и овладеет всем миром. Пророк за предсказание попал, как следует, в острог, но тем не менее дело свое сделал и смутил совершенно купцов.

Читайте также: Шатобриан и начало франко-русской дружбы

И чтобы закончить, я передам слово Толстому, который в начале "Войны и мира" пишет следующие строки:

— С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти — миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811-го года стягивались силы России.

Я оставил слово Толстому, потому что мне кажется, что в этих строках ясно показано то, что последовало за всем этим в будущем, то есть последствия самые трагические — Гитлер и операция "Барбаросса", что в своих 170-ти дивизиях соединяла солдат двух десятков европейских наций. Однако России дарована свыше сила на попрание числа 666 и его мирового порядка.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *