Строительство плотины через Берингов пролив: история проекта, которому не суждено было сбыться

Грандиозный проект СССР, которому не суждено было сбыться: строительство плотины через Берингов пролив

4:08

Чтобы исправить эту "ошибку природы", советский инженер Пётр Борисов в конце 1950-х годов задумал использовать атомную энергию.

В северной части России погода намного холоднее по сравнению с теми же широтами в Европе. Например, в северных городах Норвегии температура почти не опускается ниже -18 градусов по Цельсию, а в Норильске -40 градусов по Цельсию — обычное дело. Так происходит из-за Гольфстрима, тёплые воды которого омывают Европу, но рассеиваются в Северном Ледовитом океане, вытесняемые холодными тихоокеанскими течениями. Чтобы исправить эту "ошибку природы", советский инженер Пётр Борисов в конце 1950-х годов задумал использовать атомную энергию.

Борисов, лауреат Сталинской премии, не был беспочвенным мечтателем; он собрал все доступные на тот момент данные и тщательно рассчитал проект. Он предложил построить плотину от берегов СССР до Аляски через Берингов пролив, которая бы не только перекрыла поток тихоокеанских вод, но и перекачала миллионы кубометров арктической воды, дав Гольфстриму путь к северным берегам СССР.

По расчётам Борисова, строительство плотины занимало 8-10 лет, общая стоимость проекта составила бы 22 миллиарда рублей, при этом широко использовалась бы атомная энергия. В частности, он планировал построить две атомные электростанции для питания массивных насосов. Они бы обеспечивали энергией два города по 50 000 жителей в каждом, население которых работало бы на плотине и АЭС. Города были бы соединены шоссе и железной дорогой, поезда в которых ходили бы на атомной тяге. В одном городе должны были жить американские и канадские специалисты, в другом — советские.

Плотина длиной 86 км и глубиной до 59 м должна была полностью перекрыть Берингов пролив. В результате можно было бы выращивать апельсины в Якутии и растапливать льды и снега Канады и Аляски.

Советский Союз в одиночку не смог бы реализовать этот проект хотя бы потому, что плотина должна была заканчиваться на Аляске, территории США. Более того, грандиозный масштаб проекта требовал участия Соединённых Штатов. Именно здесь и возникли трудности.

Во-первых, в США внимание было приковано не только к положительным результатам, но и к глобальному негативному эффекту от строительства такого циклопического сооружения, которое изменит циркуляцию воды в Мировом океане.

Вместо того, чтобы тёплая вода потекла в высокие широты, всё могло закончиться не только похолоданием в Калифорнии, но и новым ледниковым периодом на всей Земле из-за нарушения климата и необратимых последствий, вызванных массовым переносом арктических вод и возможной потерей Гольфстрима. Возможно, он не проник бы в Северный Ледовитый океан, как надеялся Борисов, а, наоборот, исчез бы совсем.

Второй, не менее катастрофический сценарий — таяние паковых льдов и вечной мерзлоты, что привело бы к выбросу в атмосферу огромного количества углекислого газа и метана, усиливая парниковый эффект. На всей планете возник бы новый рельеф с погружением огромных территорий под воду и изменением очертаний континентов. Климат Земли мог стать непригодным для жизни.

У проекта был и политический аспект. Холодная война набирала обороты, и противостояние двух систем усугублялось такими событиями, как строительство Берлинской стены, инцидент с самолётом-шпионом U-2, Кубинский ракетный кризис, поставивший цивилизацию на грань Третьей мировой войны… Времени для мирного сотрудничества между двумя сверхдержавами не было. Проект плотины оставался лишь разработкой, которой не суждено было осуществиться.

Автор Олег Логинов
Олег Логинов — студент НИУ ВШЭ, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить