Проклятие крепостной Золушки

Безусловно, "Девушка Прасковья из Подмосковья" группа "Уматурман" написали ради рифмы. Что касается крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой, вышедшей замуж за обер-камергера двора его императорского величества графа Шереметева, то она появилась на свет в Ярославской губернии. Семилетнюю Парашу — дочь кузнеца Ивана Степановича Горбунова (или Кузнецова, а может и Ковалёва), взяла на воспитание княгиня Марфа Михайловна Долгорукая. С той поры талантливая девочка жила в подмосковном Кусково, где готовилась стать актрисой крепостного театра Шереметевых.

В 10-летнем возрасте Параша дебютировала в опере французского композитора Андре Гретри (André Grétry). Общее образование было поверхностным, зато музыкальное — можно позавидовать. Помимо игры на арфе и клавесине, чтобы петь пришлось освоить азы французского и итальянского. Лицедеи из шереметевской труппы брали псевдонимы по названиям драгоценных камней. Так в созвездии Алмазовых, Бирюзовых, Гранатовых и Яхонтовых сверкнула ниточка Жемчуговой.

Граф Николай Петрович Шереметев, сам не чуравшийся муз, бравший уроки игры на виолончели у французского мэтра, в 1798 году дал Параше Жемчуговой вольную. Этот московский покровитель искусств переехал в столицу, где занял Фонтанный дом. С ним прибыли и его актёры, но вот беда — в болотном климате Санкт-Петербурга у Параши пропал голос и обострился туберкулёз.

Тут мы вынуждены ступать на непроторенную стезю: по одним сведениям, не получив от Павла I согласия на брак с бывшей крепостной, граф Шереметев (с благословения митрополита Платона) тайно обвенчался с Полиной Жемчуговой в московской церкви Симеона Столпника на Поварской. Император Александр I дал своё согласие и 6 ноября 1801 года девушка Полина стала графиней Шереметевой.

По углам сенные девки шептались, что Парашка никакая не дочь кузнеца, а происходит от попавшего в русский плен и, ставшего крепостным, польского шляхтича Ковалевского. Как тут не вспомнить Александра Пушкина с его строками из стихотворения "Будрыс и его сыновья":

dfox_171330288137784095', sizes: [[300, 300],[300, 250],[250, 250]], bids: [ { bidder: 'otm', params: { placementId: '62864' } }, { bidder: 'betweenDigital', params: { placementId: '4717290' } }, { bidder: 'myTarget', params: { placementId: '1726852' } }, { bidder: 'Gnezdo', params: { placementId: '367850' } }, { bidder: 'adriver', params: { placementId: '22:pravdaru_250x250_mobile_2' } }, { bidder: 'buzzoola', params: { placementId: '1286684' } } ] } ]); window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 164130, containerId: 'adfox_171330288137784095', params: { pp: 'h', ps: 'nld', p2: 'impl' }, lazyLoad: {fetchMargin: 100, mobileScaling: 1} }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 767, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }) }); });

Нет на свете царицы краше польской девицы.

Весела — что котёнок у печки —

И как роза румяна, а бела, что сметана;

Очи светятся будто две свечки!

3 февраля 1803 года у четы Шереметевых родился сын — Дмитрий. Его мать Прасковья Ивановна скончалась спустя три недели, 23 февраля 1803 года. Мальчику не исполнилось шести лет, как преставился и его отец. Сирота сделал придворную карьеру камергера и гофмейстера, участвовал в подавлении бунта декабристов на Сенатской площади, стал почётным членом Императорского Московского общества естествоиспытателей, прославился на стезе благотворительности, а его дети — внуки крепостной бабушки — пережили Октябрьский переворот 1917 года.

Актёры — люди мнительные и суеверные. В этой среде родилась легенда, будто бы перед одним спектаклем, героиня Жемчуговой должна была умереть. До этого она уже дважды играла умирающих. Гадалка подняла перст: "Только два раза можно играть покойницу. На третий — сама умрешь. Такой зарок дан актёркам".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *