История этого человека является наглядной картиной полнейшего бессилия царской разведывательной службы во время Первой мировой войны в получении нужной информации. Неспособность подбирать людей для работы в разведке — открывало двери для притока туда авантюристов.
Илья Романович (Илларион Ромуальдович) Кюрц родился в Париже 1 августа 1873 года. По признанию этого авантюриста, он был незаконнорождённым сыном покойного князя Ромуальда Гедройца из старинной литовской княжеской семьи и умершей при родах мадьярки. Сотрудники русской разведки считали Кюрца венгерским или галицийским евреем, служившего у князя Гедройца егерем.
В качестве журналиста нескольких парижских газет, Кюрц приехал в российскую столицу в 1896 году. Говоривший по-венгерски, почти не умевший читать и писать по-русски, на котором говорил с сильным немецким акцентом, он преподавал французский язык в нескольких учебных заведениях Петербурга и Москвы. Хотя некоторые утверждали, что французским Кюрц тоже плохо владел. Тем не менее, будучи преподавателем французского языка в Императорском коммерческом училище, Кюрц в 1911 году был зачислен в его штат и несмотря на частые отлучки и манкирования своими обязанностями, директор его не уволил.
Русская контрразведка отмечала, что в круг знакомых Кюрца входят замеченные в шпионаже немецкие и британские агенты. Он старался втереться в доверие к высокопоставленным чиновникам: и. о. вице-директора департамента полиции П. Г. Курлову, московскому губернатору, товарищу министра внутренних дел и командующего Отдельным корпусом жандармов В. Ф. Джунковскому, оппозиционерами А. И. Гучковым и П. Н. Милюковым и др. Французский посол в России Морис Палеолог (Maurice Paléologue), уличив Кюрца во лжи, дал ему отлуп.
С вступлением России в Первую мировую войну, в августе 1914 года, Кюрц оказался в списке лиц, подлежащих высылке из Петербурга. Его промурыжили неделю в кутузке, а затем, не снимая подозрений, выпустили. 20 декабря 1914 г. его приняли на службу в разведотдел штаба Юго-Западного фронта и с паспортом швейцарского гражданина направили в Венгрию. Начальство отметило его миссию орденом Св. Владимира 4-й степени, который вручали военным и чиновникам не ниже седьмого класса (подполковник, надворный советник), а также на право получения ежегодной сторублёвой пенсии. Современный специалист по истории русской военной разведки того периода Василий Борисович Каширин утверждает, что не удалось обнаружить никаких сведений о той поездке Кюрца.
С апреля 1915 г. Кюрцу дали псевдоним "Короленко" и поручили организовать агентурную сеть в Румынии. Местные должностные лица общению с официальными представителями Российской империи предпочитали общество Кюрца, а его невысокий чин "надворного советника" переводили как "тайный секретарь императорского двора"! Премьер-министр Йон Константин Брэтиану (Ion Constantin Brătianu), сторонившийся прессы, давал "Короленко" интервью. Все высокопоставленные собеседники демонстрировали свои симпатии к России.
А глава румынской разведки полковник Николяну, передавал через него сведения об австро-венгерской и болгарской армиях. Самое смешное, в обход официального русского военного агента полковника Семёнова, он просил Кюрца пожелать русской разведке, чтобы она не присылала в Румынию сомнительных евреев, которые шпионят в пользу австрияков. Собственно говоря, полковник сам себя дурачил, предполагая, что Кюрц служит агентом Департамента полиции.
Авантюрист Кюрц обладал определённого рода талантами, но ни бельмеса не смыслил в военных вопросах, а присылаемые им сведения, якобы основанные на сведениях его информаторов, по большей части оказывались ложными.