Кому нужна самая страшная картина

Некогда неизвестные доселе мастера кисти становились знаменитостями после того, как предоставляли свои творения на суд знатоков: императоров, королей, римских пап или меценатов. В последние десятилетия всё определяет толпа или масса. Работа любого малюванца может быть абсолютно никчёмной, но однажды сделавшись интернет-мемом, она не только принесёт большие деньги своему создателю, но и превратит его в дутую знаменитость.

Кто лучший из судей — толпа или знаток? Время всё расставило на свои места. Даже из классических произведениях в наши дни выделяются свои шлягеры, хиты и бестселлеры: бетховенская "Ода к радости", "Джоконда" Леонардо и творения Шекспира. Список растиражированных донельзя произведений искусства хотя и небезграничен, но довольно-таки весом.

Отныне гармонию поверяют не алгеброй, а вырученной на торгах суммой. По мнению нигилистов, "сапоги выше Шекспира". Согласно продажам аукциона "Кристи", "Чёрный квадрат" Малевича или мазня Пикассо обходится в более кругленькую сумму, нежели образцы классического искусства.

Как прежде говаривали наши купцы, "не обманешь — не продашь". Вот характерный пример сорокалетней давности.

В 1972 году американский художник из штата Калифорния Билл Стоунхэм (Bill Stoneham) нарисовал картину The Hands Resist Him (чаще всего на русский переводят как "Руки противостоят ему"), на которой изображены мальчик в шортах и жутковатого вида девочка-кукла, стоящие перед дверью со стеклянными панелями, а за ними виднеются прижатые маленькие ладошки без ручек.

Стоунхэм пояснял, что мальчик — это он в возрасте пяти лет (каким он увидел себя на старом фотоснимке), дверной проём представляет собой разделительную черту между всамделишным миром и миром фантазий, а кукла — экскурсовод, которое проводит мальчика в этот мир. Ладошки — альтернативные жизни или возможности. Картина стала вначале городской легендой, а когда была выставлена на продажу на eBay, — вирусным интернет-мемом.

Читайте также: Люди-загадки: убийственные картины Ильи Репина

Впервые это произведение выставили в калифорнийской галерее Feingarten в Беверли-Хиллз в начале 1970-х годов. Во время показа её купил Джон Марли (John Marley), известный по роли кинопродюсера Джека Вольца (Jack Woltz) в кинодраме режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы "Крёстный отец". Через некоторое время после смерти киноактёра картина была найдена пожилой калифорнийской парой на месте старой пивоварни. Четырёхлетняя малышка со слезами поведала взрослым, что "детки на картине дерутся". Родители установили в спальне видеокамеру с датчиком реагирующим на движение. Аппарат, как утверждали, несколько раз срабатывал, но изображения получить не удалось.

В феврале 2000 года полотно появилось на сайте аукциона eBay. Стартовая цена составляла $199. Продавец объяснял желание избавиться от "шедевра" тем, что изображение несёт в себе некую форму проклятия. Описание картины на веб-ресурсе eBay вызвало серию заявлений о том, что она проклята: персонажи то и дело перемещались по ночам, иногда оставляли картину и бродили по комнате, в которой она выставлялась. Появился целый ряд фотографий, в которых кукла угрожала мальчику пистолетом, от чего он пытался покинуть полотно. В итоге работа Стоунхэма ушла с молотка за 1025 американских долларов.

Несколько позже Билл Стоунхем выразил желание создать триптих, добавив к скандальной картине ещё две: Resistance at the Threshold ("Сопротивление на пороге", 2004 год) и Threshold of Revelation ("Порог Апокалипсиса", 2012 год). Отметим, в разговорном варианте слово revelation употребляется в значении "сенсация".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить