Девушка, которая завербовала Штирлица

Одним из самых успешных советских агентов, создавших собственную нелегальную сеть из польских мигрантов еврейского происхождения, была Елизавета Юльевна Зарубина. Ей удалось завербовать одного из секретарей ученого из знаменитого проекта "Манхэттэн", передавшего нашей разведке техническую документацию.

В 1900 году на Северной Буковине, которая в то время находилась в составе цислейтанской (Cisleithania) части Австро-Венгерской монархии, в семье управляющего лесным хозяйством имения польского помещика родилась девочка Эстер Розенцвейг. Нам трудно настаивать по подлинности фактов биографии подполковника советских органов госбезопасности до тех пор, пока её досье не будет предано гласности. В основном, речь идёт о более или менее правдоподобных историях и не до конца проверенных версиях.

После историко-филологического факультета Черновицкого университета, девушке удалось посидеть за студенческой скамьей в Праге и Вене. Из шести европейских языков, которыми она владела, родным считала русский. В начале 1920-х вступила в ряды австрийских коммунистов, получив подпольную кличку "Анна Дойч". Позже в её жизни будет много псевдонимов: в Германии она работала под фамилией Гутшнекер, во Франции и Дании, как Кочек, в Штатах — под фамилией Зубилина.

Читайте также: Елена Вавилова: женщина и тайна — такое возможно только в разведке

До получения советского гражданства и документов на имя Елизаветы Юльевны Горской, будущая легенда разведки ненадолго сходила замуж за агента Иностранного отдела ВЧК-ОГПУ Юлиуса Гутшенкера, параллельно начав трудовую деятельность переводчицей полпредства и торгпредства СССР в Вене.

С 1925 году Лиза Горская — агент иностранного отдела внешней разведки Советской России. До того, как в 1929 году стать супругой Василия Михайловича Зарубина, в будущем генерал-майора разведки, Горская была женой одной примечательной фигуры в истории не только спецслужб.

Вот как об этом в своих мемуарах "Разведка и Кремль" вспоминал организатор убийства Льва Троцкого, советский разведчик Павел Судоплатов: "Лиза стала сотрудником разведывательной службы еще в 1919 году. Одно время она работала в секретариате Дзержинского. Ее первым мужем был Блюмкин, застреливший в Москве в 1918 году немецкого посла графа Мирбаха. Блюмкин являлся ключевой фигурой в заговоре эсеров против Ленина в июле 1918 года. Когда мятеж эсеров провалился, Блюмкин явился с повинной, был прощен и продолжал работать в ЧК-ГПУ, выполняя задания Дзержинского и иногда Троцкого, с которым он также был знаком".

Читайте также: КГБ: Тайный юмор советской разведки

Далее Судоплатов пишет: "В 1929 году Блюмкин создал нелегальную резидентуру в Турции под видом торговой фирмы, используя финансовые средства, полученные от продажи хасидских древнееврейских рукописей, переданных ему из особых фондов Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Эти деньги предназначались для создания боевой диверсионной организации против англичан в Турции и на Ближнем Востоке. Однако Блюмкин передал часть средств Троцкому, который после высылки из СССР жил в Турции. Кроме того, он привез в Москву письмо Троцкого, адресованное Радеку. Лиза была потрясена этим. Она сообщила об этом руководству. Блюмкин был арестован, а позднее расстрелян".

Во Франции чета Зарубиных стала совладельцами рекламного бюро. Вардо, как тогда называли разведчицу, ценную информацию получала от бывшего царского генерала Павла Дьяконова. В Третьем рейхе в их сети угодил сотрудник гестапо, гауптштурмфюрер СС Вилли Леманн (Willy Lehmann), или Agent A-201/Breitenbach, ставший одним из прообразов Штирлица. Иными словами, агент "Брайтенбах" был одним из трёх, занимавших высокий пост в гитлеровской Германии.

Читайте также: Пять мифов о разведке

С декабря 1941 года супруги "Зубилины" получили задание перебраться за океан. Через одного из сотрудников американского физика Лео Силарда (Szilárd Leó), который рассчитал критическую массу урана и занимался управлением ядерным цепным процессом в рамках проекта "Манхэттэн", удалось получить ценную информацию по производству ядерного оружия.

В заключение ещё раз процитируем Павла Судоплатова: "Обаятельная и общительная, она легко устанавливала дружеские связи в самых широких кругах. Элегантная женщина с чертами классической красоты, натура утонченная, она как магнит притягивала к себе людей. Лиза была одним из самых высококвалифицированных вербовщиков агентуры".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *