Мура Закревская-Бенкендорф-Будберг — "красная Мата Хари"

Эта женщина могла бы стать гордостью отечественной литературы, но превратилась в "красную Мата Хари". На Западе двойного агента ГПУ и британской Интеллидженс сервис называли также "русской миледи". Графиня Закревская, графиня Бенкендорф, баронесса Будберг - это одна женщина, а ее фамилии не "подпольные" клички и не шпионские псевдонимы.

Урожденная Мария Игнатьевна Закревская была дочерью сенатского чиновника, но ей хотелось большего: оказаться русской аристократкой. Например, правнучкой московского губернатора. Его жене, легендарной Аграфене Федоровне Закревской, посвящали стихи Пушкин и Вяземский. Муж биографа нашей героини Нины Берберовой - замечательный поэт В. Ф. Ходасевич - искренне считал, что пушкинская "медная Венера" в действительности её далекая родственница. Зато пролетарский писатель Максим Горький посвятил ей 4-томный роман "Жизнь Клима Самгина".

Первый муж Муры тоже сплоховал. Остзейский дворянин Иван Бенкендорф никогда не имел графского титула и состоял в отдаленном родстве с шефом жандармов. И только второе замужество превратило авантюристку в настоящую баронессу Будберг. Под этой фамилией она завершит свой жизненный путь, а вот с мужем расстанется чуть ли не на второй день после свадьбы.

В 1918 году чекисты расстреляли Бенкендорфа, а Муру якобы за шпионаж в пользу Великобритании посадили в тюрьму. Ведь ее любовник - глава английской миссии Брюс Локкарт - тоже проходил по делу о так называемом "заговоре послов", направленного против власти большевиков. Однако уже через неделю после своего ареста аристократка Мура вошла в камеру к Локкарту под ручку с одним из создателей ВЧК. Так вместе с Яковом Петерсом она попадает на страницы истории советской разведки.

Читайте также: Дочь Маты Хари - гениальная шпионка Гертруда Банда 

Утверждали, что "железную женщину" (так её назвал Горький) спасло заступничество "буревестника революции". А она, в свою очередь, спасла жизнь своему любовнику Локкарту, и... оказалась в объятиях писателя-фантаста Герберта Уэллса. Это внешняя сторона жизни этой незаурядной женщины, к созданию мифов о которой приложила руку и она сама и её биографы. О её "служебных делах" знали совсем немногие.

Не стоит удивляться, что Мура стала агентом-двойником, работавшим на разведки, принадлежавшие к противникам. Во-первых, она училась в Кембридже, во-вторых, она была влюблена в Локкарта и Уэллса и, главное, своей второй родиной она считала союзницу Британии по Антанте - Россию, а не новообразование СССР. Она оставалась русской патриоткой.

Читайте также: Мура, Горький, Уэллс и разведки

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить