В гонке двух полярников, англичанина Роберта Скотта и норвежца Руаля Амундсена, кто первым достигнет Южного полюса, победа досталась за более подготовленной экспедицией норвежцев. Амундсен на месяц опередил своего конкурента, который к тому же погиб во льдах Антарктиды.
Высоко оценив спортивные качества "великого исследователя" Скотта, норвежец с горечью отозвался об англичанах, как о нации, которая неохотно признаёт своё поражение. Возможно его обидел тост, произнесённый в стенах Британского географического общества, когда британцы прокричали троекратное ура в честь собак Амундсена. Каламбур заключался в неумеренных похвалах ездовым собакам, расточаемых Амундсеном перед джентльменами. В действительности собачьи упряжки во многом способствовали и победе, а главное, выживанию полярной экспедиции норвежцев.
Из 52-х собак выжили всего 11. Одни погибали от усталости, других приходилось пристреливать, чтобы не мучились выбившиеся из сил. Их мясом кормили сородичей и ели сами. К огромному огорчению Руаля Амундсена, позднее признававшегося, что иначе поступить было нельзя.
Норвежцы "собаку съели" и в переносном смысле. Их команда состояла из людей обладавших необходимым навыком и опытом (только двое из девяти ранее не принимали участия в полярных экспедициях): прекрасно ходили на лыжах и управлялись с собачьими упряжками, лыжню которым прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.
Команда капитана Скотта насчитывала 5 человек, включая конюха, начальника научной программы, моряка и помощника начальника экспедиции. В случае поломки механических саней и гибели пони, выполнявших роль ездовых собак, полярникам доставался комплект из… всего четырёх лыж. Сибирских лаек в отряде англичан тоже оказалось катастрофически мало.
После покорения полюса норвежцы выбрасывали еду, облегчая поклажу, чтобы двигаться быстрей. Англичане едва тащили на себе поклажу, растеряв пони и выбросив бесполезные сани. Норвежские галеты были сделаны из овсяных хлопьев, британское печенье — из пшеницы. Одежда на людях Скотта по всем статьям уступала норвежцам, многому научившихся у северных народов и перенявших их способ выживания в экстремальных условиях.
Кроме того, расстояние от базы англичан было длиннее, чем у команды Амундсена. Скотту пришлось пройти на 120 км больше. Англичане тащились 79 дней против 56 дней, которые потребовались норвежцам, чтобы достичь Южного полюса.
Любопытна оценка личности как самого капитана королевского флота Великобритании Роберта Фолкона Скотта (Robert Falcon Scott), так и анализ причин неудачи экспедиции. Спустя полвека после трагической гибели Скотта, благодаря его полярному дневнику, капитан пользовался безупречной репутацией у себя на родине. Амундсена же, напротив, обвиняли в неспортивном поведении.
В конце 1970-х годов вышли две биографии Скотта, в которых давались нелицеприятные оценки герою полярных широт. Ревизионисты резвились до самого конца прошлого века. Они уже не стеснялись называть Скотта "глупым" и упрекать его в некомпетентности. После миллениума ситуация вновь изменилась. Метеорологи оправдывали гибель полярников скверными погодными условиями. Другие накинулись на биографов из-за отсутствия у них опыта полярных экспедиций, чтобы верно судить об ошибках капитана Скотта.
Добрались даже до оценки менталитета представителей среднего класса английского общества, к которому принадлежал Скотт. В частности, в презрительном отношении белого человека к кутавшимся в меха инуитам (так они называют эскимосов). Британский офицер готов в получить обморожение в своей шерстяной униформе и замёрзнуть в необогреваемой брезентовой палатке, но никогда не впихнёт себя в иглу — ледяное жилище раскосых варваров. По мнению зарубежных коллег, сбалансированной биографии Скотта пока нет. Каждый из авторов тянет одеяло в свою сторону: либо оправдывая своего героя, либо его проклиная.
Фото превью: furfur. me