В Шумере ЕГЭ проводил "большой брат"

Буккер Игорь02.01.2020 в 16:16

Нет никаких сомнений в том, что не только нынешний ЕГЭ, но и вся школьная система образования (причём не только у нас, но и во всём мире) появилась в южной части современного Ирака. В эпоху ранней бронзы (середина IV-III тысячелетия до н. э.) здесь процветала цивилизация, называемая шумерской.

Благодаря раскопанным в Уруке (библейский Эрех) старейшим из известных письменных документов, записанных на тысячах небольших глиняных табличках, историки многое узнали об этой "колыбели цивилизации". В Библии Шумер назван землёй Сеннаар, а один из древнейших городов Вавилонии Эрех — среди прочих, как Вавилон и Аккад — принадлежал могущественному царю Междуречья Нимроду. Это имя означает "мятежник" или "возмутитель спокойствия" от еврейскогоmarad— огорчать, восставать, возмущаться.

1850-е годы при раскопках Урука (Эреха) обнаружили большие храмы и при них библиотеки с пиктографическими табличками, содержащими экономические и административные сведения. Мифический герой эпоса Гильгамеш был в нём царём, но реальная власть четверть века принадлежала Лугальзагеси. Судя по табличкам, в основном правители воевали друг с другом. Лугальзагеси плохо кончил — попав в лапы своего непримиримого врага. Однако постепенно шёл и другой процесс. Юных шумерцев обучали по неким прообразам школьных учебников, написанных в 2500 г. до Рождества Христова.

Система школьного образования в Шумере, как считается, расцвела во второй половине III тысячелетия. Почему специалисты так полагают? Судя по развитой системе письменности и обилию дошедшего до нас материала, вот только о самой "школьной" системе в них не проронили ни слова. Точнее, не удосужились пометить каким-либо клинописным знаком.

Зато вскоре обнаружили относящиеся к первой половине II тысячелетия до н. э. таблички, исписанные учениками эдуббы— "дом табличек" — так шумеры обозначали свои школы. Среди огромной груды глиняных черепков и беспомощные каракули "первоклашек" и изящные знаки, выведенные умелыми руками.

О целях и задачах, стоящих перед учениками и преподавателями шумерских школ, равно как и о повседневной жизни "бурсы", нам известно пока что фрагментарно. Методика обучения и учебные программы — уникальны. Главное отличие от всех современных школьных методик заключается в том, что шумеры не просто изучали, переписывали и копировали сочинения "классиков", но и творили сами. Передавая знания, развивались сами, а не как современные представители "креативного класса", для которых будто бы не существует традиции.

Сходство, пожалуй, в получении образования исключительно для привилегированных и состоятельных отпрысков политической и торговой элиты. Подтверждение этому факту было обнаружено в приблизительно пятистах записях шумерских писцов, которые отрекомендовавшись в этом качестве, указали имена своих отцов и род их деятельности. Среди потомков "отцов города", администраторов, жрецов, военных высшего ранга, сборщиков податей (налоговая инспекция) и торгашей втесалась всего одна женщина.

Если выпускника величали "сын школы прошлых дней", то помощника учителя — "большим братом".

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Как на Западе выдумали вампира Дракулу

Буккер Игорь18.02.2020 в 11:28
Мировое наследие

Тайные судилища - изобретение Запада

Буккер Игорь06.02.2020 в 15:01