Россия научит Европу любить мусульман

Буккер Игорь21.09.2019 в 23:33

Когда Европу захлестнула волна иммигрантов из мусульманских стран — им было бы не грех поучиться на опыте России, где на протяжении веков в согласии жили представители разных конфессий. О толерантном отношении к представителям отличных от православия вероисповеданий писали многие иностранцы.

В частности, в 1603 году это констатировал секретарь посольства Ганзейского союза в Москву и Новгород Иоганн Брамбах. Несколько раз побывавший в Московии немецкий географ и историк Адам Олеарий в середине 1630-х годов отмечал: "Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками". И это при том, что после целования послом царской руки, православный государь всякий раз омывал свои руки.

Бытовали определённые ограничения для неправославных христиан и мусульман, которым запрещалось иметь своих холопов-православных. А позже — крепостных из православных, иначе это расценивалось как попрание религии иноверцами. Однако это не доморощенное изобретение, а мировая практика, как в христианских, так и в мусульманских странах.

Имущественное право претерпело изменение лишь после присоединения земель на Западе, где польско-литовские татары испокон веку владели христианами. Подобное "нарушение" вызвало праведный гнев Екатерины Великой. В ноябре 1787 года на стол главнокомандующего Москвы сенатора П. Д. Еропкина лёг указ императрицы, коим исключалось "только право покупать, приобретать и иметь крепостных или подданных христианского исповедания, коими ни кто в Империи Ея Императорского Величества, не будучи в христианском законе, ползоватся (так в оригинале — ред.) не может".

Следы мечетей и мусульманских кладбищ в средневековой Московии пока не найдены. Остаётся полагаться на свидетельства очевидцев. Уроженец нынешней Латвии Яков, или Якоб, Рейтенфельс жил в Москве с 1670 по 1673 год. В своём написанном на латыне сочинении "Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии" он сообщает, что "свободно отправляют своё богослужение в одном месте поляки, исповедующие греческую веру, в другом — татары со своими омерзительными обрядами".

Ему вторит итальянский путешественник Эрколе Зани (Ercole Zani), который в 1657 опубликовал своё "Известие о путешествии в Московию" (Relazione e viaggio della moscovia), в котором отмечал: "Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть". Если среди московских мусульман численно преобладали сунниты, то шиитские общины в Средневековье и Новое время существовали в других русских городах (например, в Астрахани).

Мечеть и мусульманское кладбище в Москве документально засвидетельствовано в 1744 году. В Татарской слободе Замоскворечья на дворе Султан-мурзы Сименея в 1782-м году построили деревянную мечеть. В 1823 году каменную мечеть возвели на участке купца первой гильдии Назарбая Хамалова. Спустя более полувека на ней появился купол и минарет.

Фото превью: statehistory.ru

Поделиться:

Ещё по теме

Российское наследие

Как Бенкендорф положил конец карьере "длинного Фирса"

Буккер Игорь02.12.2019 в 14:59
Российское наследие

Невозвращенцы Петра Великого — офшор милее западной "свободы"

Буккер Игорь01.12.2019 в 15:34
Российское наследие

Пижама для пингвина, или Куда затянет Запад?

Буккер Игорь16.11.2019 в 23:55