Атомоход "Ленин" - флагман отечественного ледокольного флота

Кирсанова Дина20.09.2019 в 19:58

Освоение Арктики немыслимо без ледокольного флота. Созданный в СССР атомоход, идущий без дозаправок, необходимых любому судну иного класса, стал научным и технологическим прорывом, обеспечив долгосрочное лидерство России в покорении морского ледового пространства. В наши дни российский ледокольный флот — крупнейший в мире: 38 ледоколов, 7 из них — атомные. В 1978 году атомные ледоколы "Ленин", "Арктика" и "Сибирь" впервые обеспечили круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Характер льда и принцип действия ледокола

Любой ледокол — очень тяжелое судно, ведь "колоть" лед ему приходится собственным весом, а вовсе не носом — как порой думают далекие от темы люди. В процессе движения ледокол "заползает" на льдину и проламывает ее. Водоизмещение атомохода "Ленин" — 16 тысяч тонн, мощность двигателя — 44 тысячи лошадиных сил.

Потребляемая судном мощность зависит не только от толщины покоряемого льда. Стоящий на вахте член команды должен суметь оценить характер льда, направление и скорость его движения, возможные риски — в начале карьеры этому нужно долго учиться, наблюдая за работой опытных моряков. Самым сложным считают "припой" — лед, образуемый вблизи теплых течений и рек. На протяжении зимы он неоднократно подтаивает и вновь замерзает, образуя к весне особенно толстую и крепкую снизу броню.

Читайте также: Арктический флаг от мусульманина-полярника

Атомный ледокол "Ленин"

Атомоход был построен на ленинградской Адмиралтейской верфи и спущен на воду осенью 1959 года. Уже к весне 1960-го он завершил испытания и был приписан к Мурманскому морскому порту. Наряду с кораблестроителями, в его разработке принимали участие физики-ядерщики, создавшие уникальные атомные установки для многолетней эксплуатации судна. Работу атомохода обеспечивали два атомных реактора с четырьмя турбинами и команда до 253 человек.

Уникальный архитектурный объект

Нескончаемой белое безмолвие, в котором месяцами приходится идти морякам ледокола, серьезный фактор стресса, — наряду с опасными льдами и арктической температурой за бортом. Создателями ледокола было учтено все до мелочей, и организацию внутреннего пространства поручили лучшим архитекторам и художниками. Помещения для отдыха членов экипажа впечатляют: только натуральные материалы и высочайший класс работ. Гигантские резные и мозаичные сюжетные панно из драгоценных сортов деревьев, живопись и скульптура, витые перила главных лестниц, белый рояль, камин и настенные часы, ручной работы шахматы.

Читайте также: "Челюскин": ледовый дрейф, породивший героев

История и современность

Ледокол "Ленин" отработал 26 навигаций и занял место на почетной стоянке в Мурманском морском порту — теперь это памятник культурного наследия федерального значения, музей и популярная научная площадка. Для проведения встреч и семинаров на ледоколе оборудован современный конференц-зал, оснащенный по последнему слову техники.

А в музей идет нескончаемый поток маленьких и взрослых мурманчан и гостей столицы Российский Арктики. Для них звонит в нужный час колокол вахты, их выходят встречать одетые в строгую морскую форму работники музея — ветераны отечественного ледокольного флота, знающие "нутро" ледокола и будни арктических моряков не со слов.

Читайте также: Северный морской путь: c Россией навсегда

Фото: iceberg. sp. ru

Поделиться:

Ещё по теме

Советское наследие

Подводный флот: водород против атома

Михайлов Андрей12.11.2019 в 18:20
Советское наследие

Лики войны: первый дважды герой

Буккер Игорь06.11.2019 в 20:30
Советское наследие

Эпоха Ельцина: важные сведения о ней

Питерякова Татьяна06.11.2019 в 15:35