Как изгнанные Иисусом менялы снова заняли храм

Буккер Игорь06.10.2019 в 17:38

Не только верующим людям прекрасно известно, что Иисус Христос изгнал торгующих из храма. Об этом евангельском сюжете, рассказанном у евангелистов-апостолов Матфея и Иоанна, повествует зарубежная светская живопись (Джотто, Рембрандт, Эль Греко и др.).

В толковании Евангелия на Светлую Пятницу сказано, что Иисус проявляет "ревность о храме": "Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли! Храм — дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников". Как видно, тут нет прямого указания в виде пресловутого "запрета на профессию". Однако на Западе понимали эту историю иначе.

В соответствии с западно-европейским каноническим правом, ростовщичеством назывался любой процентный доход, который требуют сверх основной суммы единственно в силу mutuum (термин юриспруденции означавший взаимообразную передачу товаров). Quidquid sorti accedit, usura est - Всё, что превышает основную сумму, есть ростовщичество. В средневековой Европе ростовщичеством считался любой процент — неважно, высокий или низкий. Если договор не являлся займом, т. е. безвозмездным договором, то по умолчанию он становился ростовщическим.

Читайте также: Запрещая азартные игры, монахи играли в боулинг

Торговцам и банкирам в средневековой Европе приходилось по возможности приноровляться к духу своего времени и не гневить теологов, которые готовы были порицать торговлю и особенно ростовщичество. В этом отношении ситуация была сходна и с мусульманскими странами, где, как и в Европе, менялами массово становились иудеи. В континентальной Европе такое положение господствовало вплоть до 18-го столетия.

"Во-первых, средневековое банковское дело во многом строилось на возможности обойти запрет, причем не нарушая законов. Во-вторых, запрет регулировал деятельность банков. И в-третьих, церковь, осуждая ростовщичество, одни операции признавала вполне законными, а другие клеймила, что оказывало влияние на деловую этику и общественное мнение. Средневековые банкиры понимали, что некоторые их операции находятся на грани законности. Однако они наверняка пылко возражали бы против того, чтобы их называли ростовщиками; более того, общество не относилось к ним как к ростовщикам. Даже самые строгие богословы оставляли лазейки для неоднозначных толкований; но с мнением ученых-схоластов не обязательно соглашались практики, не вдававшиеся в тонкости казуистики", — полагал историк Раймонд де Рувер (Raymond de Roover), специалист по экономике стран средневековой Европы.

Читайте также: Души умерших мстят европейцам

Церковники-схоласты не смогли помешать развитию банковского дела, как и росту самих банков. Хотя запрет, как полагают историки, повлиял на ход их развития. Процитируем Раймонда де Рувера: "Поскольку взимание процентов запрещалось, банкирам пришлось придумывать другие способы предоставлять ссуды с прибылью. Любимым способом оставался обмен векселями (cambium per litteras). Такой способ заключался не в дисконтировании векселей, как в наши дни, а в учёте векселей, подлежащих оплате в другом месте и обычно в другой валюте. Разумеется, проценты включались в цену бумаги, которая весьма кстати называлась "переводным векселем". Хотя присутствие скрытых процентов бесспорно, коммерсанты уверяли — а многие богословы с ними соглашались, — что такая обменная операция не заём (cambium non est mutuum), а либо обмен деньгами (permutatio), либо покупка и продажа иностранной валюты (emptio venditio). Иными словами, обменные операции обычно служили для оправдания кредитной операции, а спекулятивные прибыли на обмене служили прикрытием для взимания ссудных процентов. Тем не менее считалось, что обмен — не ростовщичество, так как в отсутствие займа ростовщичества быть не может".

На практике банки оказались привязанными к обменным операциям.

Читайте также: Отчего умер Иисус Христос

Фото превью: r.mtdata.ru

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Мистики: фотограф и ясновидящий Эйжен Финк

Буккер Игорьсегодня в 12:08
Мировое наследие

Черная монахиня Морета

Буккер Игорьвчера в 23:42
Мировое наследие

Рабство и аболиционизм в США

Сергейчик Дарья18.10.2019 в 19:44