Как Петрарка любил Лауру

Буккер Игорь15.07.2019 в 15:04

Когда образованный европеец желает намекнуть, что у кого-то есть платоническая возлюбленная, то назовёт её Лаурой. Сколько времени убили филологи на то, чтобы отыскать музу итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Имя воспетой в сонетах Лауры возводили к латинскому laurus — "лавр". Может быть это псевдоним, утверждали одни, может — символ, вторили им другие. Называют целый сонм живших в то время женщин, претендующих на эту роль. "Благословляю имя из имён", писал сам поэт и эта его "страсть" увековечила Лауру в веках.

Не будем состязаться со знатоками, посвятившими этой проблеме целые библиотеки. Интересно, что влюбчивый и красноречивый поэт вообще думал и писал про любовь и красавиц.

Оттолкнёмся от 27 сентября 1347 года. Это дата последней встречи Франческо с Лаурой. Отчего умерла 38-летняя женщина тоже вопрос спорный. На протяжении последующих десяти лет Петрарка продолжает посвящать ей сонеты и канцоны (Canzoniere). В 1354 году в Милане Петрарка приступает к написанию на латинском языке трактата De remediis utriusque fortunae ("О средствах против превратностей судьбы", или "О лекарствах против той и другой фортуны"), который завершает 4 октября 1366 года. О чём свидетельствует его собственноручная запись.

Читайте также: Музы гениев были стервами?

Вплоть до 17-го столетия этот труд пользовался большой популярностью у читателей. Подражая античным примерам, Петрарка пишет своё произведение в форме диалогов между аллегорическими персонажами. Не так давно этот трактат впервые полностью переведён на русский язык Л. М. Лукьяновой. Вот как в диалоге 66 Петрарка рассуждает "О красивой жене":

РАДОСТЬ. Я имею самую красивую жену.

РАЗУМ. Значит, имеешь сварливого и высокомерного идола, которого ты должен почитать, перед которым ты должен замирать распростёршись, которого ты должен обожать вопреки своей воле, от которого ты должен целиком зависеть, и довольствуясь красотой супруги, подставь шею под ярмо, далеко отбрось прочие заботы и забудь о собственной свободе.

Я только что говорил: опасайся похвалить хоть за что-то другую, а не её, не своди с неё глаз, не вздумай ласкать её умереннее обычного и меньше обычного восхищаться ею. Перестать всё это делать станет для тебя опасным, всякое благоразумие будет считаться недостатком.

В конце концов живи по указке жены и, будучи зависимым от неё, уважай и выполняй все её прихоти — и ты станешь рабом, а не мужем. Делай это, если ты думаешь, что за такую цену ты надолго приобретаешь красивую подругу на ложе и какое-то время будешь наслаждаться нежной кожей и принимать детей из блистающего красотой чрева, словно плоды из прекрасной вазы.

РАДОСТЬ. Я имею красивую жену.

РАЗУМ. Ты имеешь сладкий яд, золотые оковы, великолепное рабство.

РАДОСТЬ. Я наслаждаюсь красотой жены.

РАЗУМ. Суетное и кратковременное наслаждение — ничто не исчезает так быстро, как красота, особенно женская. Тот, кто только из-за красоты любит жену, быстро её возненавидит.

В другом диалоге "О плотской любви" Радость говорит: "я люблю только то, что можно увидеть". На что Разум замечает: "Если ты любишь только то, что можно видеть, значит, ты не любишь ничего великого. Это прямо противоречит известнейшему наставлению — не любите "видимое, но любите невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно". (Послание апостола Павла коринфянам, II, 4, 18.).

Читайте также: Великого Петрарку достанут из могилы...

Фото превью: LiveInternet

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Как агент "Топаз" предотвратил Третью мировую войну

Буккер Игорьвчера в 23:54
Мировое наследие

Французские революционные войны: война первой коалиции

Михайлов Алексейвчера в 20:45
Мировое наследие

Хетты исчезли, упразднив смертную казнь

Буккер Игорь12.11.2019 в 22:40