Как русский морской офицер изобрел первый самолет

Буккер Игорь28.06.2019 в 23:54

Первый в мире самолёт, выполненный в натуральную величину, который был в состоянии поднять человека в воздух, создал русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825-1890). На основании глубокой проработки трудов своих предшественников, воспитанник Морского кадетского корпуса А. Ф. Можайский, который консультировался, как со своими коллегами, так и ведущими российскими учеными, создал модель, но сохранившиеся документальные материалы не позволяют дать подробное описание "воздухоплавательного снаряда" и его испытаний.

Впервые идея создать летательный аппарат тяжелее воздуха, по признанию А. Ф. Можайского, возникла у него 1856 году. В последующие два десятилетия морской офицер производил многочисленные аэродинамические опыты с моделями. Летом 1876 года конструктор несколько раз поднимался в воздух на воздушном змее, который тянула тройка лошадей. Конструкция воздушного змея послужила прототипом самолета-моноплана.

В конце 1876 — начале 1877 гг. Можайский продемонстрировал летающую модель самолета с пружинным двигателем военным морякам и инженерам. Со скоростью до 15 км/ч модель пролетала через весь лекционный зал, неся на себе офицерский кортик.

Читайте также: Какие самолёты были у древних индейцев?

Что касается самолета Можайского, снабженного двумя паровыми двигателями общей мощностью 30 л. с., периодически появляются сообщения, будто его самолет сумел оторваться от земли. В частности, об этом прямо говорится в статье о Можайском в "Военной энциклопедии" 1916 г.

В 1979–1981 гг. в ЦАГИ были проведены исследования модели самолета Можайского. Построенная в масштабе 1:20 модель продувалась в аэродинамических трубах. Оказалось, что тяга двигателей самолета Можайского не дотягивала для горизонтального полета примерно на 12-15%. Даже, если самолет Можайского и не поднялся в воздух, он все равно был первым в мире летательным аппаратом тяжелее воздуха, который имел все составные части любого современного самолета: фюзеляж, крыло, силовую установку, хвостовое оперение и шасси.

Французский инженер Клеман Адер и сэр Хайрем Стивен Максим — легендарный конструктор пулемета, названного его именем — тоже безуспешно пытались поднять в воздух свои летательные аппараты, снабженные паровыми двигателями. В Книге рекордов Гиннеса указано, что в 1890 году француз Клеман Адер на моторном аэроплане пролетел такое же расстояние, как и братья Райт.

И лишь в ХХ столетии наступил прорыв в области воздухоплавания. 17 декабря 1903 году аэроплан, построенный братьями Уилбуром и Орвиллом Райт, поднялся в воздух и пролетел 37 метров за 12 секунд. Иногда пальму первенства некоторые исследователи отдают Альберто Сантос-Дюмону, который построил и лично испытал первый управляемый воздушный шар. 19 октября 1901 года на своем шестом по счету воздушном шаре, он облетел вокруг Эйфелевой башни.

Читайте также: Как люди примерили крылья Икара

И все-таки ставший более привычным для нас самолет числится за братьями Райт. Их заслуга в открытии трех осей вращения самолета, что позволило сделать его управляемым и поддерживать равновесие во время полета. Построенный ими самолет с двигателем внутреннего сгорания, названный Флайер-1 или 1903 Флайер, Международной авиационной федерацией (ФАИ) признан "первым пилотируемым и управляемым аппаратом тяжелее воздуха с двигателем".

Братья Райт могут считаться одними из пионеров воздухоплавания. Выполненный ими полет был первым, длину которого официально замерили. 17 декабря 1903 г. братья Райт около местечка Китти Хоук в штате Северная Каролина произвели два успешных полета. Кроме них на летательных снарядах подымались в воздух немец Отто Лилиенталь, австралиец Харгрейвс, французы Пено, Ле Бри и Татен, англичане Кейли, Стрингфеллоу и Хенсон, американцы Ченьют и Ленгли.

Читайте также: История создания первого самолета

Поделиться:

Ещё по теме

Российское наследие

"Балаганный промысел" сгубил киномагната

Буккер Игорь17.07.2019 в 23:40
Российское наследие

1812 год: образцовая оборона Бобруйска

Евсеев Антон16.07.2019 в 16:00
Российское наследие

"Варяг": последний бой и нежданная слава

Михайлов Андрей16.07.2019 в 8:30