Монмартр — место зарождения Парижской коммуны и обитель богемы. Именно здесь в эпоху Fin de Siècle — "конца века", отмеченную расцветом искусства декадентов, появилось первое литературное кабаре. Очень часто сатирические издания или заведения называли в честь животных. Вспомните популярный в СССР журнал "Крокодил". Вот и своё детище французский художник и график Родольф Салис (Rodolphe Salis, 1851 — 1897) назвал Le Chat Noir ("Чёрный кот").
Эмблема открытого в 1881 году Cabaret Artistique представляла собой чёрного кота, возложившего свою лапу на гусыню. Кот был символом искусства, а гусыня — олицетворением глупого и брюзгливого обывателя. На самом деле в коте было множество самых разнообразных талантов: он пел, декламировал стихи, рассказывал неприличные анекдоты, танцевал, разыгрывал сценки и устраивал театр теней.
Читайте также: Франция: от палитр Монмартра до перфомансов "Сен-Анри"
Кот неслучайно обосновался на тогдашней парижской окраине Монмартре, где цены были намного ниже столичных. Здешняя публика не сорила деньгами, но была не прочь позубоскалить насчёт правительства и нуворишей. Сами себя они называли "канальями" (от французского canaille — негодяи, сброд, жульё, шпана), но не только этим бесили добропорядочных буржуа. С той поры среди солидных граждан утвердилось представление о кабаретистах, как о бросающих вызов обществу нищебродах.
Сначала друзья Салиса — поэты, писатели, художники и музыканты — собирались в одном из кафе на Монмартре, где живо обсуждали свои работы, политику, сплетничали и шутили. Соседей раздражал непрерывный шум и крики до глубокой ночи и они пролетарским кулаком грубо ставили на место зарвавшихся буянов-интеллектуалов.
Читайте также: Монмартр: здесь казнили святого и изобрели стриптиз
Салис мечтал открыть своё заведение в стиле а-ля Людовик XIII и сделал в одном из самых дешёвых мест по адресу: 84 Boulevard Rochechouart (бульвар Рошешуар). Обстановка обошлась ему почти даром от художников-попрошаек. Целую стену украшало полотно французского художника, карикатуриста и мастера плакатного искусства Адольфа-Леона Виллета (Adolphe Léon Willette, 1857 — 1926) Parce Domine - "Смилуйся, Господи". Им же выполнена и металлическая вывеска с изображением чёрного кота, которая украшала вход в кабаре.
На следующий год Салис принялся за издание журнала "Чёрный кот", но из самого здания пришлось делать ноги. И не только потому, что помещение уже не вмещало всех желающих. Местная шпана врывалась в разгар представления, угрожая разнести всё и вся на клочки. Находчивый Салис подавал эти налёты за очередной номер программы, но после того, как одного из официантов-гарсонов пырнули ножом, а самому хозяину изрядно отвесили тумаков — кабаре перебралось на 12 rue Victor Massé (улицу Виктора Массе).
Тут вначале тоже приходилось не сладко. Приходилось улаживать конфликты, то с соседскими парнями, то с ажанами. Заступничество обеспечил один из завсегдатаев — генерал со связями в Елисейском дворце. Не было недостатка в громких именах других постоянных клиентов, известных во всём мире: Мопассан, Жорис-Карл Гюисманс, Теодор де Банвиль, Огюст де Вилье де Лиль-Адан и другие.
Салис неожиданно скончался в начале 1897 года, вскоре после того, как заболел туберкулёзом. На его надгробии начертали: "Бог создал мир, Наполеон основал Орден Почётного легиона. Я сделал Монмартр".