Первая русская летчица Лидия Зверева (Лебедева)

Мечту победить нельзя. Человечеству покорилась очередная стихия — воздушная. Так же как до этого покорялись и другие. Духи воздуха не безропотна отдавали своё царство. Но и жертвы оказались не напрасны. Чудаков-изобретателей и "сумасшедших" аэронавтов теперь вспоминают и почитают как гениев и героев. В последствии оказалось — это ступенька на пути к звездам. Люди стали подумывать о космосе. Per aspera ad astra — Через тернии к звездам. Старинное латинское выражение, написанное еще на восковых табличках, как никакое другое лаконично передает всю историю воздухоплавания.

Впрочем, никто и никогда так не называл эту героическую женщину при жизни. Давно ставшее привычным нам слово "летчик" появилось десятилетием позже. Вместо слова "летчица" тогда говорили — авиатриса.

Самой первой женщиной в мире, которая самостоятельно стала управлять воздухоплавательным аппаратом тяжелее воздуха, стала в 1910 году француженка — баронесса Раймонда Деларош (Raymonde de Laroche). На самом деле под этим с претензией на высокое происхождение сценическим псевдонимом скрывалась профессиональная актриса Элиза Рош. Возможно, что с ее легкой руки всех последующих женщин-авиаторов или пилотов стали называть авиатрисами.

А вот первая русская женщина, которая самостоятельно подняла в воздух аэроплан фирмы "Фарман", была 31-й по счету. Это означает, что Лидия Зверева (1890- 15.05.1916) получила диплом пилота за номером 31. До нее в Российской империи за штурвал воздушного судна садились одни только представители сильного пола. В том же, 1911 году аэронавтами стали еще три наших соотечественницы: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.

Читайте также: Единственный в истории успешный женский таран совершила русская летчица

Лидия была дочерью генерала русской армии, героя Балканской войны (1877-1878 гг.) Виссариона Лебедева. 17-летняя барышня, выпускница Института благородных девиц, вышла замуж за инженера-железнодорожника И. С. Зверева. Овдовев через два года после свадьбы, Лидия Зверева поступила в гатчинскую военную школу воздухоплавания "Гамаюн", где познакомилась со своим вторым супругом — пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. Они поженились весной 1912 г. и свой медовый месяц провели, участвуя в показательном авиационном турне по Кавказу.

В 1913 г. в Засенгоффе, недалеко от Риги, супруги на базе завода "Мотор" при содействии директора завода Федора Калепа организовали свою собственную авиашколу и конструкторскую мастерскую. По усовершенствованным Слюсаренко чертежам там производились самолеты "Фарман" и "Моран-Парасоль".

С началом Первой мировой войны супружеская пара перебралась в Петроград. Лидия Виссарионовна и ее муж получили заказ на постройку самолетов для военных целей. На фронт за время войны их завод поставил около 80 самолетов. Первая русская авиатриса скончалась в начале мая 1916 г. по официальной версии от тифа. На волне шпиономании, охватившей тогдашнее общество, муж Зверевой предположил, что его супругу отравили агенты германского генштаба. В пользу его версии было два факта: никто из близких не заразился от больной и часть разработанных талантливым конструктором Зверевой чертежей бесследно исчезла.

Лидия Зверева умерла не дожив до 26 лет. Похоронили ее в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище. Во время церемонии прощания в воздухе над кладбищем кружили аэропланы. Надгробия первой русской авиатрисы, к сожалению, не сохранилось.

Читайте также: Как "старик с Боденского озера" изобрел цеппелин

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить