Буба продолжает проводы любви

В медиа прокатилась волна, поднятая заслуженным Мимино Советского Союза Вахтангом Кикабидзе. Артист в который раз высказал свое личное мнение о Союзе ССР и, по традиции, пнул Россию. Как бы ни оценивать его суждения, они — его, он так думает и имеет на это полное право.

Кикабидзе не будет петь под дудку Кремля

За что же не любить Россию, которая первой признала независимость Грузии? Да все за то же. За попытку его любимца Михаила Саакашвили извести осетин в 2008 году. Но вот беда, там были русские солдаты, которые, в соответствии с мандатом ООН, обеспечивали разделение противоборствующих сторон затянувшегося вооруженного конфликта.

Думали, что Россия не рыпнется, не применит силу, однако все вышло с точностью до наоборот. Армия Саакашвили получила по зубам, а храбрый Мишико задал новый модный тренд в использовании галстуков.

Нелюбовь Кикабидзе к СССР, видимо, оправдала в его глазах и события со взорванным памятником погибшим грузинам, солдатам Великой Отечественной. Вот не нашли более подходящего места для строительства нового здания парламента в Кутаиси. Эта дикость ударила обухом по всем мыслимым и немыслимым традициям Кавказа. Никогда и ни при каких обстоятельствах никто не смел и пальцем тронуть память погибших солдат.

Я не сторонник идеализации кого-либо или чего-либо. Идеал — по определению, выдумка, фантазия. Ни один человек, ни одно государство никогда не было и никогда не будет идеальным. Неслучайно и сказочники всегда заканчивали свои произведения счастливой свадьбой и никогда не рассказывали, как потом все случилось у принца и принцессы.

Все было — и плохое, и хорошее. Но Советский Союз был Родиной миллионов людей. Было много перекосов и несправедливости, как и в других государствах мира. Разумеется, больнее люди чувствуют то, что происходит с ними, а не на Пятой авеню.

Известный российский исполнитель Юрий Лоза, пик яркого творчества которого пришелся на последние годы советской власти и начала анархии 90-х, поддержал мнение Кикабидзе, вспомнив битвы в магазинах за сосиски.

Я тоже застал эпоху колбасных электричек, глаголы "дают", "достать" и "выбросили". В мою детскую память навсегда врезались хоккейные приемы в очередях, включая и героические стояния за туалетной бумагой у магазина "Культтовары".

Закрытые распределители и система так называемых заказов к праздникам и другие выдумки советского чиновничества радости не добавляли. Но если что-то действительно анализировать, то делать это стоило бы не только на основе личных ощущений, тем более рассуждая о целом государстве.

Сам же Кикабидзе вспоминает тепло отношений между людьми в то время. Не бывает так, чтобы люди были хорошими, а государство исчадьем ада. Всегда есть полутона, а не только черное и белое.

Глобальные выводы про "все плохо" или "все хорошо" — весьма сомнительны в плане приближения к объективности. Говоря о возможных нереализованных возможностях в период молодости, артистам все-таки стоило бы обратить внимание, что даже после фестиваля независимости мировыми звездами они так и не стали. Милы оказались только дома.

Тема ненависти к советскому гербу стоит отдельной темой. Ее, к слову, поддержал и развил артист Олег Басилашвили. По словам петербуржского мастера сцены, он тоже, как и его коллега из Грузии, испытывал личную неприязнь к этому атрибуту советского государства. Ему, по его словам, не нравятся серп и молот на фоне земного шара — они символизируют коммунизацию планеты.

Да, может, и такой смысл был вложен авторами герба СССР. А с другой стороны, молот, начиная со Средних веков, является наиболее популярным символом различных видов ремесел. В русской геральдике серп встречался в гербах многих городов задолго до 1917 года и символизировал крестьянский труд. Что тут ненавидеть?

Видимо, тот самый честный труд, когда копеечка доставалась не за красивые глаза. Все-таки мастера слова и образа, по идее, должны обращать внимание на символы и их значения, прежде чем будоражить аудиторию своими заявлениями. Если дядя Вася на кухне выскажется, его услышат только домочадцы. Если известный на территории бывшего Советского Союза артист — миллионы.

Как же относиться "простым крестьянам", таким, к примеру, как я, к моде среди артистов выступать экспертами по историческим и общественно-политическим вопросам? На мой взгляд, с пониманием их ностальгии по молодости и прежнему уровню достижений в профессии.

Замечу, что и аудитории не запрещено реагировать на их слова доступными ей формами. Главное — помнить, что парадигма ненависти не продуктивна. На мой взгляд, стоит помнить их былые роли, песни и успех. Любить их в творчестве, художественный уровень которого позднее им так и не удалось даже повторить.

Пусть говорят, что думают. Это, по крайней мере, честнее, чем конъюнктурно лицемерить. Вот, к примеру, Элтон Джон — гомосексуалист, но ведь любим мы его не за это.