Опознан по талону: тайны смерти Гагарина

рубрики "Общество" Редакция27.03.2018 в 13:14

Полвека назад, 27 марта 1968 года, под деревней Новоселово Владимирской области разбился МиГ-15 УТИ (учебно-тренировочный истребитель) с двойным управлением - так называемой спаркой. В кабине сидели двое - летчик-испытатель, Герой СССР Владимир Серегин и первый человек, побывавший в космосе, Юрий Гагарин.

О катастрофе сообщили только через два дня, а о ее причинах спорят до сих пор. Смерть Гагарина стала одной из загадок отечественной истории, которую так любят разгадывать конспирологи. В СССР он был легендой, а это по умолчанию означало гриф "Секретно" на всех подробностях его жизни и тем более профессиональной деятельности. Но даже после рассекречивания архивных документов история остается полной тайн. Но кое-что мы всё же знаем. Вот несколько вопросов о гибели космонавта №1 - и на некоторые из них есть ответы.

Зачем космонавту было пилотировать истребитель?

После исторического полета в космос Юрия Гагарина сделали публичной фигурой международного масштаба, он ездил за границу, встречался с людьми, представлял советскую космонавтику на мировой арене, был "лицом" Союза для иностранцев - улыбался, пожимал руки, фотографировался. Как потом напишут в газетах, "со временем его стали тяготить объемы общественных нагрузок", он рвался в небо, хотел летать, а не идти на повышение, которое ему настойчиво предлагали.

Власти страны не хотели, чтобы "лицо" Союза подвергалось смертельной опасности. Но на сторону Гагарина встал генерал Николай Каманин - помощник Главнокомандующего ВВС по космосу. Он констатировал, что офицеры, входящие в отряд космонавтов, теряют навыки пилотов из-за нехватки летной практики.

Конечно, существовала летная эскадрилья под командованием Серегина, но этого было недостаточно - и в 1967 году на ее базе создали отдельный испытательный тренировочный полк. Там космонавты должны были отрабатывать все - простой и сложный пилотаж, прыжки с парашютом, задания в условиях невесомости и другие навыки.

Гагарин восстанавливал летные навыки на уже упомянутом УТИ МиГ-15. К концу марта 1968 года он практически завершил программу полетов в "спарке" с инструктором и готовился к одиночному пилотированию. Ровно 50 лет назад, 27 марта, он рассчитывал совершить первый самостоятельный полет, но Каманин поручил Серегину "лично проверить организацию выпуска в полет Гагарина, проанализировать и доложить". Генерал хотел, выслушав доклад командира тренировочного полка, дать добро на одиночный полет космонавта, но внезапно навалившиеся служебные дела не позволили ему это сделать. В результате Серегин полетел с учеником и вместе с ним же погиб.

Что случилось с самолетом Гагарина?

Была проведена масса экспертиз, по итогам которых выработалась основная версия: на пути МиГа внезапно оказался метеорологический зонд в форме шара. Чтобы уклониться от него, пилоты предприняли резкий маневр, из-за которого самолет попал в закритический режим, вошел в штопор, сделав несколько витков, рухнул на землю.

Эксперты из числа опытных летчиков-испытателей считают, что после маневра Гагарин и Серегин испытывали десятикратные перегрузки, но не оставляли попыток вывести самолет из штопора. Увы, им не удалось это сделать - не хватило высоты.

Другую версию выдвинул первый космонавт, совершивший выход в открытый космос, - Алексей Леонов. Пять лет назад он изложил ее журналистам, заявив, что УТИ Гагарина мог столкнуться с Су-15, который в тот день как раз в том же районе испытывал институт министерства авиационной промышленности (ЛИИ им. Громова).

Предполагалось, что высоты полета разграничены: Су-15 проходит над 10-тысячной отметкой, а тренировочные самолеты - ниже. Но, как утверждает Леонов, испытываемый самолет нарушил полетный режим и спустился под облака, до 450 метров над землей (его даже видели жители деревень), а потом включил форсаж и унесся обратно в свой эшелон.

"В облаках он прошел рядом с Юрием Гагариным, который находился на высоте 4,2 тысячи метров. Су-15 шел на скорости сверхзвука и возмущенным потоком вогнал самолет Гагарина в глубокую спираль. В итоге самолет Гагарина прошел расстояние с 4,2 тысячи м до момента столкновения с землей за 55 секунд", - рассказывал космонавт.

Его версию опроверг член комиссии по расследованию той катастрофы, один из старейших специалистов ЛИИ им. Громова Арсений Миронов. По его словам, 27 марта испытывались два Су-15, но первый приземлился, когда Гагарин только набирал высоту, а второй поднялся в воздух уже после того, как связь с УТИ была потеряна.

Впрочем, версию с метеозондом Миронов тоже считает несостоятельной - просто, по его словам, она оказалась наиболее удобной для всех. Он предположил, что причиной трагедии могла стать недостаточная координация между "космическим" тренировочным полком и аэродромом Чкаловский, откуда тоже взлетали УТИ. С одним из них и мог столкнуться самолет Гагарина, подытожил эксперт.

Еще одну версию выдвинул дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов. 27 марта 1968 года он вместе с Гагариным проходил предполетный медосмотр на аэродроме и тоже поднимался в воздух - но на другом самолете.

Аксенов считает, что Гагарин и Серегин попытались поскорее завершить задание и освободить самолет (в очереди на полет в тот же день был еще космонавт Евгений Хрунов), поэтому пошли на маневр с переворотом, но на выходе из пикирования - "на большой скорости в режиме интенсивного снижения" - попали в сплошную облачность.

Почему это произошло - отдельный вопрос, на который у Аксенова несколько вариантов ответа: летчики могли на пару секунд запоздать с выходом из пикирования или недооценить метеобстановку, а сам слой облаков за время полета деформировался, и верхняя его кромка оказалась на высоте порядка 4 км, а нижняя - всего за 600 метров от земли. При прохождении сплошной облачности в пикировании Гагарин и Серегин не могли в полной мере управлять самолетом, а после выхода из облаков у них не осталось высоты на исправление ситуации, подытожил эксперт в своей книге "Дорогами испытаний".

Почему многие верят, что Гагарин не погиб?

В момент столкновения с землей тренировочный самолет, в котором находились Гагарин и Серегин, двигался со скоростью 700-800 км/час. Двигатель и кабина пилотов ушли в землю на 6-7 метров. Остальное разлетелось буквально в клочья и лежало на площади 100х200 метров, многие обрывки и обломки зацепились за ветви деревьев у самых верхушек.

Останков погибших как таковых не обнаружили, лишь мельчайшие фрагменты. Генерал Каманин записал в дневнике, что Серегина объявили погибшим, обнаружив фрагмент верхней челюсти с золотым и стальным зубами. На следующий день, 28 марта, в ветвях березы на высоте 10-12 метров нашелся обрывок ткани с карманом, где лежал талон на завтрак на имя Гагарина. Это сочли достаточным доказательством того, что космонавт погиб.

Все найденные на месте крушения фрагменты, предположительно являвшиеся останками пилотов, собрали и кремировали. В СССР был объявлен всесоюзный траур - кстати, впервые это было сделано не в связи с кончиной кого-то из генсеков ЦК КПСС.

Что думают конспирологи о смерти Гагарина?

Вокруг гибели космонавта №1 существует множество конспирологических теорий - начиная с того, что авиакатастрофа была инсценирована властями, недовольными уходом Гагарина от выполнения "общественных обязанностей", до историй о фальсификации аварии (на самом деле самолет якобы не разбивался, а Гагарина поместили в закрытую психиатрическую клинику ввиду "неблагонадежности" - чтобы не сбежал за рубеж).

И, конечно, есть оптимисты, которые верят в то, что где-то на Земле по-прежнему живут Элвис Пресли, Мэрилин Монро и Юрий Гагарин, инсценировавшие свою смерть, чтобы сбежать от надоевшей славы.

Поделиться:

Ещё по теме

Советское наследие

Как прожорливые чинуши порождают "пугачёвщину"

Буккер Игорьвчера в 23:42
Советское наследие

Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг

Буккер Игорь17.07.2019 в 19:40
Советское наследие

Владислав Микоша: хроникер ужасного времени

Буккер Игорь16.07.2019 в 12:37