"Теснота" - фильм о возрождении России

Много споров о фильме Кантемира Балагова "Теснота". Некоторые говорят о нем как о гениальном, другие, как о сеющим национальную вражду — "клубничке для либералов и западной публики". Особые претензии — за пятиминутный показ казни пленных российских солдат, снятой на видео чеченскими боевиками. С моей точки зрения фильм оптимистичный и нужный.

Советую всем, прежде чем излагать свое мнение, посмотреть весь фильм, а не только сцену обсуждения молодыми кабардинцами упомянутого видео. Можно, конечно, обвинить Куприна в порнографии, прочитав лишь одну "клубничную" сцену из "Ямы", но даст ли это представление о сути этого рассказа? Всякий фильм (как и рассказ)  можно назвать произведением искусства, если его просмотр вызывает катарсис — взрыв положительных эмоций, вызванных ощущением, что миром правит любовь. Фильм при этом может быть жестоким, потому что иногда, не вскрыв" нарыв", не поймешь, как бороться с "инфекцией".

Если все же есть сомнения в допустимости уровня жестокости, то их призваны решать соответствующие госорганы ( у нас - Роскомнадзор, министерство культуры) и возрастные ограничения.

Обыкновенный фашизм в Чечне

Помню, как в юношеском возрасте я посмотрела фильм "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, который физиологически подробно показывает работу гитлеровской машины по уничтожению людей. После этого мне не надо было больше объяснять, что такое фашизм и что он несет миру. Такое же воздействие на меня оказали пять минут ужаса из фильма "Теснота" о дудаевском фашизме ("а евреев вообще на мыло надо", говорит один из молодых кабардинцев) и о том на какой грани мы все стояли в 90-е годы. Тем не менее, у меня после просмотра не возникло ненависти ни к чеченцам, ни к кабардинцам, которые, возможно, и теперь говорят: "вот они (чеченцы) решились, а мы слабаки".

У меня возникло желание разобраться, как мы в Советском Союзе могли дойти до такой жизни, что братство народов не просто испарилось, а вылилось в гражданскую войну.

Как мы дошли до такой жизни

Судьбу человека, нации и человечества определяют: отношение к Богу или любви (ибо Бог есть любовь) и определение понятий, что такое "хорошо", "плохо" и "счастье". Коммунисты в СССР убрали Бога (любовь), заменив его классовой ненавистью к богатым и солидарностью пролетариата, что назвали "справедливостью". "Хорошо" стало убивать любого в интересах этой справедливости, а "плохо"- не колебаться вместе с линией партии. "Счастье" же подавалось, как "торжество мировой революции". Вспомним, что во имя ее идеалов Макар Нагульнов готов был расстрелять из пулемета женщин и детей.

Могло ли такое безнравственное государство долго существовать? Когда в 70-е годы СССР потерял ориентиры (коммунизм) "братство народов" стало быстро превращаться в общество потребителей, обуреваемое инстинктом самосохранения, то есть в ненавидимое прежде капиталистическое общество. Произошел разрыв шаблона, а когда к тому же развалилась экономика (нефтяной кризис), от страны стали отваливаться регионы, богатства которых понадобились сильным мира сего — капиталистам,  ваххабитам в том числе. СССР оказался нежизнеспособен.

Пусть мертвые хоронят своих мертвецов

"Пусть мертвые хоронят своих мертвецов", — говорил Христос. То есть, на нас могла упасть атомная американская бомба или метеорит или случится новый Чернобыль, но началось гражданская война. На Кавказ пришли ваххабиты, которые стали говорить правильные вещи о Боге и убивать "неверных" - тех, кто сделал жизнь такой, какой она описана в фильме. И многие, в том числе молодежь пошла за ними. 

"Встречаясь в поездке с представителями коренных народов, населяющих Северный Кавказ, в разговорах с ними часто звучали слова, что глубинная причина проблем в регионе — это духовно-нравственное повреждение нашего народа", — писал православный священник Дмитрий Василенков в 2011 году после поездки в войска на Кавказ.— Кавказские народы нуждаются в том, чтобы видеть в русском народе нравственный ориентир, нравственный стержень, на который они могут опереться. Им нужна нравственная братская поддержка. Но что мы им сегодня можем дать? Ведь Россия живет сегодня в условиях, когда официально национальной идеологии не существует, но на самом-то деле она есть и выражается следующими словами: "Делай бабло любой ценой".

Возрождение России из "тесноты"

Вопрос: изменилось ли что-нибудь с 2011 года? Изменилось, потому что действия нравственного, верующего в Бога президента постепенно выводят Россию из нравственного тупика. Именно поэтому Путин сумел договориться с Чечней, с Кавказом. Сегодня бывший сенатор от Чечни Джабраилов наказан судом за безнравственное поведение в Москве, это показатель того, что закон в государстве действует. Надо отказаться от ювенальной юстиции, от показа американских фильмом о "плохих русских", от телефонного права среди высших чиновников, и ни в коем случае не пускать в страну "толерантность" к половым извращениям. Надо беречь православную Россию, и тогда события 90-х не повторятся.

Фильм Балагова хорош тем, что он предсказывает это возрождение России. Действие относится  к 1998 году, когда Россия едва выбралась из первой чеченской войны и находилась во власти пьяного Ельцина. В еврейской семье Нальчика младшего сына похищают люди, которые делают на этом бизнес. Властей (милиции) в фильме нет, и семья обращается за помощью к еврейской общине, но та собирает только половину суммы выкупа. Как решается проблема дальше — вы увидите сами, но главный итог фильма, с моей точки зрения— при отсутствии Бога в государстве, на уровне семьи любовь торжествует, а значит не все потеряно.

Особенно хороша сцена передачи на семейном совете части денег выкупа влюбленным в главную героиню парнем-кабардинцем, которого она отвергает. Фильм как на качелях, то повергает в уныние, то дает надежду. Еврейский парень- тот,  которого украли,  не предает любовь, а остается жить с любимой в Нальчике. Но , вот, его семья уезжает, куда? В Воронеж — к тетке! То бишь в Россию, к православным! Евреи всегда знали, куда бежать, чтобы спастись. И главная героиня - Илона, как кажется, тоже делает правильный выбор в отношениях с матерью и любовником.

Фильм "Теснота" через проблемы одной семьи, одной страны поднимает вопрос, который необходимо решить всему человечеству — о существовании "пятого элемента", который нас должен связывать, но не связывает. Поэтому кинокартину и отмечают на престижных кинофестивалях. Из недостатков — фильм несколько затянут, да и кровавое видео можно было бы урезать, смысл и эмоции от этого бы не потерялись.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *