Россия сохранит Украину внутри себя?

Россия — Украина: жалость против ненависти

Чем больше доносится из Украины новостей об очередной вспышке антироссийской истерии, тем большим контрастом выглядит прямо противоположное отношение к украинцам с российской стороны. Дело даже не только в резком контрасте между чисто официозными мерами. Когда, например, в Незалежной массово сносят и переименовывают все, что хоть как-то связано с СССР и Россией, в Новосибирске в это время открывают памятник одному из идеологов украинской независимости поэту Шевченко.

На Украине запрещают российские фильмы и выгоняют с работы за поздравление с 23 февраля. А в России целая сеть популярных ресторанов носит название "Корчма "Тарас Бульба". Да и защитники украинского Майдана из числа творческой интеллигенции открыто выражают свое мнение, ничуть не опасаясь каких-то неприятных последствий.

Еще большим доказательством вполне доброжелательного отношения россиян к своим соседям служит наличие в РФ многомиллионной армии украинских "заробитчан". Вот где, казалось бы, идеальная "мишень" для вымещения праведного гнева российских патриотов за преступления нацистского Киева против русскоязычного населения Юго-Востока Украины. Ведь, несмотря на знание русского языка, украинские гости в большинстве своем вычисляются на раз-два по характерному украинскому акценту, который сами они обычно не замечают. Но против них как не было, так и нет никаких заметных "бытовых" оскорблений. Они не слышат от местных, как слышат приехавшие на Туманный Альбион "гастарбайтеры" из Прибалтики: "Когда же вы уберетесь к себе домой?!"

А ведь зарабатывают себе на жизнь на российских просторах (и весьма неплохо — в сравнении с нищенскими зарплатами в "великой европейской державе") отнюдь не только беженцы с Донбасса. Намного больше народу едет в Россию из центральных и даже западных регионов Украины, традиционно не отличающихся особыми пророссийскими симпатиями.

Эти люди едут не только зарабатывать — уклоняться от мобилизации в украинскую армию тоже. Многие из них прячутся под крылышко "российского агрессора", как только запахнет повесткой из незалежного военкомата. Наконец, едут те, кто просто соскучился по нормальной жизни и мечтает вычеркнуть из памяти историю последних двух лет…

И ведь, если разобраться, так было на всем протяжении российско-украинских отношений. Преемника Хмельницкого, гетмана Выговского, разбившего с помощью татарской орды в битве под Конотопом один из российских отрядов, Москва готова была взять под свое покровительство — за переговоры об этом поляки, собственно, и расстреляли своего бывшего соратника. Гетман Правобережья Дорошенко, в союзе с Османской империей немало "попивший крови" дружественных Московскому царству левобережных казаков, в конце концов сдался именно российским войскам. И в наказание был не четвертован, не посажен на кол (как нередко сам поступал со своими противниками) — а… назначен воеводой в довольно таки немаленький русский город Вятку. Кстати, став по женской линии прапрадедом великого русского поэта Пушкина.

А взять форменную "моду" на запорожские казачьи традиции среди высшей знати Российской империи в XVIII веке? Дело даже не в таких фигурах, как один из самых известных в истории канцлеров — украинец Безбородко, гражданский муж императрицы Елизаветы Петровны граф Разумовский (бывший певчий придворной капеллы Алексея Розума), фактический глава Русской православной церкви, вице-президент Святейшего Синода архиепископ Феофан Прокопович. Речь идет именно о настоящем "возведении в культ" романтики "сечевиков". В связи с чем всесильный фаворит Екатерины Великой, светлейший князь Потемкин-Таврический с гордостью носил казачью кличку "Грицко Нечеса", которую ему дали при посвящении в казаки.

Кстати, основатель Новороссии даже после ликвидации Запорожской Сечи имел некоторое время звание запорожского атамана. Впрочем, и сама эта ликвидация оплота особо неуправляемых запорожцев (более цивилизованные давно перешли жить по войсковым городкам и "паланкам") тоже прошла почти что "по-домашнему" — сдавшихся казаков, за исключением кучки старшин, никто и не думал подвергать каким-то репрессиям, вроде ссылки в Сибирь. Их мирно распустили по домам, не запретив записываться на военную службу в российскую армию.

Так что вековое великодушие российского народа в отношении "младших братьев" можно считать неопровержимым фактом. А фундаментальная основа этого явления — то, что можно назвать "светлой имперской идеей". Когда мощное государство не "гребет все под себя" в безудержном порабощении окружающих народов, но, скорее, само служит им, неся цивилизацию, порядок, защиту от внешних врагов.

Так было с Украиной с самого начала ее существования. В XVII веке ее Левобережная часть, находящаяся под российским патронатом, наслаждалась относительным миром и достатком (насколько он был вообще возможен вблизи хищного Крымского ханства, постоянно совершавшего набеги на русские земли). В то время, как эта же эпоха на Правобережье даже самыми антироссийски настроенными историками единодушно именуется "Руиной" — за 30 лет население края уменьшилось в 10 (десять!) раз. И больше всего к этому приложили руки даже не Османская Порта, Речь Посполита и Крымское ханство — а ее собственные гетманы, обычно в количестве двух-трех одновременно, разоряющие грады и веси в кровопролитной гражданской войне.

Почти тоже самое ожидает Украину и сейчас — когда каждый уважающий себя олигарх уже обзавелся личной армией, замаскированной под "добровольческие", "территориальные" и прочие батальоны. Не считая, конечно, просто откровенных банд — объединенных во всякие "Правые Сектора" и прочую потенциальную махновщину.

Незалежным украинцам не везет? Да нет — все как раз очень даже закономерно. Просто у каждого есть выбор. Стать под знамена созидательной идеи, несущей окружающим добро и свет — или замкнуться то ли в личном эгоистическом хуторянстве по принципу "моя хата с краю", то ли в плену людоедских идей агрессивного национализма с его "Украина понад усе!". Последний лозунг является всего лишь местным переводом знаменитого гитлеровского "Дойчланд юбер аллес".

Вся беда националистов в том, что они не могут остановиться в своем эгоизме — и он начинает пожирать их общество и государство изнутри. Политики Майдана грабят казну с такой неистовостью — что удивляют даже давно привыкших к запредельному уровню украинской коррупции западных патронов.

Те, кто до "кормушки" не дорвался — мечтает занять место текущих клептократов. Широкие массы, оболваненные ядом националистической пропаганды, мечутся между маниловскими надеждами о том, что "единая Европа" на блюдечке с голубой каемочкой преподнесет им зарплаты по четыре тысячи евро и пенсии по две тысячи. Ну, пусть даже не просто так — а за дружное выражение незалежной ненависти к "проклятым москалям".

Они не понимают, что эгоизм, ненависть, зло — по сути своей деструктивны. Они — лишь паразит добра, не-бытие, "дырка от бублика", и, прогрессируя, неизбежно уничтожают своего носителя. Что, в общем, и происходит с украинским независимым государством уже третий раз в истории. Чтобы созидать, развиваться, нужны совсем другие качества — альтруизм, любовь к другим, самопожертвование. Все то, чем изначально отличались народы России — да и лучшие представители украинского населения тоже.

Так что нет ничего удивительного, что россияне относятся к своим "никогда мы не будем братьями" по прежнему с любовью и заботой, пусть и с примесью жалости. Так относятся к тяжелобольному родственнику, упорно не желающему лечиться и обижающемуся на тех, кто это лечение предлагает. К сожалению, тех больных, кто не хочет слушаться добрых советов, в конце концов заставляет прибегать к медицинской помощи сама болезнь, причиняемые ею страдания, в которых в данном случае виноват только сам "пациент", доведший себя до столь жалкого состояния.

Что ж, за два года после победы мятежа на Майдане Украина уже просто-таки "семимильными шагами" продвинулась по пути новой "Руины". Другое дело, что ее "старшая сестра" воспринимает это, не столько как вину, сколько как беду своей "родственницы". А потому по прежнему любит и заботится о ее детях — обеспечивая им у себя приют и работу, надеясь на скорое выздоровление от самоубийственного агрессивно-националистического дурмана.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру