Святитель против грозного царя

Порочна традиция вспоминать имена выдающихся людей лишь во время юбилеев, но намного хуже вовсе забывать их. Среди павших за веру православную имя святого Филиппа, митрополита Московского вспоминают вместе с именем Ивана Грозного. На самом деле значение святителя в истории России выше, а его нравственный пример созвучен дням сегодняшним.

Легко было "диссидентствовать" князю Андрею Курбскому, находясь за тысячу верст от тяжелой длани Ивана Васильевича. Митрополит резал правду-матку открыто перед очами грозного царя. Историки отметили, что пока митрополит Филипп (Колычев) стоял во главе Церкви, опричнина не выходила за рамки — не лилась большая кровь и пыточных дел мастера бездействовали. На раннем этапе опричнины (1565 — 1567) царь Иван IV продолжал делить власть над страной с влиятельными родами высшей аристократии и еще не создал Слободского ордена — этой пародии на монашество, когда одетые во все черное опричники скакали на конях с мётлами и пёсьими головами.

Филипп был свергнут с митрополичьей кафедры осенью 1568 года. Год с лишним царь не враждовал с митрополитом из-за опричнины. Человек строгой иноческой жизни, каковым был митрополит Филипп, не потерпел бы создания Слободского ордена. Первое антиопричное выступление в Москве датируется 1566 годом, самое начало митрополичьего правления Филиппа произвело неизгладимое впечатление на главу Русской церкви.

За месяц до поставления Филиппа в митрополиты, 28 июня 1566 года, в Москве начал заседать большой Земский собор. После окончания его участники в числе 300 человек обратились к царю с коллективной челобитной, где было написано "Не достоит сему быти". "Служилые люди по отечеству" — ратные люди — выступили против опричнины. Трое главарей антиопричной оппозиции были казнены, прочих через несколько дней заточения отпустили. Выступление аристократии за отмену опричнины состоялось в июле 1566 года, когда архиереи избирали Филиппа митрополитом.

Он прибыл в столицу не позднее 20 июля и прямо в лицо сказал Ивану Грозному: "А не оставит царь и великий князь опришнины и ему в митрополитех быти не возможно; а хотя его и поставят в митрополиты, и ему за тем митрополью оставить". Так Филипп поддержал челобитчиков. Ратных людей поддержал духовный авторитет Церкви. Будучи еще игуменом Соловецкого монастыря, а не митрополитом, Филипп уже успел рассердить Ивана Грозного. Но когда игумена поддержал Освященный собор, царь "отложил свой гнев" на Филиппа.

Филипп не искал высоких должностей в Москве, и царь, не собираясь распускать опричнину, пошел на компромисс. Церкви вернули право печалования об опальных, отпустили бунтовщиков, но митрополита отстранили от опричных дел. Некоторые историки, анализируя документы по этому делу, идут еще дальше и полагают, что царь воспротивился также возможному вмешательству Филиппа в его семейные дела. Многие полагают, что государь отобрал у митрополита право влиять на выбор царского духовника. Разрыв между правителем государства и духовным пастырем наметился с конца 1567-го — начала 1568 года.

В 1562 году боярин Иван Петрович Фёдоров-Челяднин — один из знатнейших и влиятельнейших людей (был воеводой в крупных городах, возглавлял Конюшенный приказ, а это в соответствии со старинным обычаем означало первенствующую роль при утверждении государя, если предыдущий скончался, не оставив наследников), — совершил серьёзную ошибку. В качестве воеводы в Юрьеве-Ливонском (ныне эстонский Тарту), он по собственному почину заключил перемирие с литовцами. Сейчас бы этот поступок квалифицировали как превышение должностных полномочий. Политическая элита той эпохи привыкла, что может принимать решения без оглядки на царя, но к тому времени времена уже изменились. Однако тогда Иван Васильевич не наказал боярина, а в 1567 году Фёдорова-Челяднина назначил воеводой в Полоцк и это не было почётной ссылкой.

Осенью 1567 года Иван Грозный засобирался в поход против литовцев. Незадолго до начала похода, поляки предложили князьям И. Д. Бельскому, И. Ф. Мстиславскому, М. И. Воротынскому и боярину И. П. Фёдорову переметнуться на их сторону, чтобы вместе громить русские рати. И перейти не с пустыми руками, а отторгнув русские земли из-под царского скипетра. Возможно, письма были подмётные и нужно было очернить этих выдающихся воевод. А чем чёрт не шутит, вдруг кто-то из них переметнётся к новому государю. Послания эти попали в руки Ивана Грозного. Царь в измену не поверил.

Поколения историков внимательно изучали не только все документы, но каждую строчку в них, однако так и не пришли к единому мнению: был ли заговор или нет. У Ивана Грозного были веские основания думать, что среди его воевод затесался иуда и, может быть, даже не один. Царская опала обрушилась на Фёдорова-Челяднина. Тут ему Иоанн припомнил проступок пятилетней давности. Осенью 1568 года Грозный собственноручно зарезал боярина. Расправа коснулась и его семьи.

К этому времени и сам митрополит уже лишился сана. Но именно с "расследования" дела боярина Фёдорова-Челяднина начиналось непонимание между царем и священнослужителем. Когда на декабрьском соборе 1567 года Иван Грозный потребовал от пастырей благословения своих действий, ему возразил митрополит Филипп. Открыто главу Церкви поддержал только Герман, архиепископ Казанский. Прочие предпочли молчать, дабы не гневить царя. Пастырское наставление не содержало обличения государя, митрополит мягко призывал Грозного отказаться от "неугодного начинания", поскольку в нём не усмотрел любви. Ссылаясь на апостола Павла, Филипп напоминал царю: "Любовь долготерпит, не радуется о неправде и вера совершается любовью".

Первым соглашение, достигнутое в июле 1566 года, нарушил царь, обещавший "советовать" с главой Церкви, но начавший казни без согласия митрополита. Теперь Филипп имел право и "вступился" в опричнину, чего не должен был делать первым. Автор Жития свидетельствует: "И был царь гневен на святого". Между Иваном Грозным и Филиппом произошел следующий диалог: "Что тебе, чернецу, за дело до наших царских советов? Или ты не знаешь, что меня мои же хотят поглотить?" — "Я для Христа чернец. А для тебя, благочестивого царя, по твоему царскому изволению, а более того — по заповеди Христовой, отец и учитель. И мы вместе с тобой должны иметь попечение о православии — как Божьи слуги". В очередной раз митрополит отклонил царскую просьбу благословить его кровавые деяния.

Для изгнания строптивого митрополита были привлечены другие церковные иерархи и использован верный метод — клевета. Филиппа облыжно обвинили в содомии. Когда правда выяснилась, Филипп милостиво простил красивого певчего. Сторонники опричнины организовали вторую попытку свергнуть неугодного митрополита. На Соловки, где прежде игуменом был Филипп, отправили комиссию по расследованию. Поводом послужила всё та же история с якобы обольщённым певчим. Возможно, Филипп грешил с юнцами в более раннем возрасте? Мол, нет дыма без огня. Вместо компромата следователи получили лишь свидетельства святости Филиппа. Церковный суд над митрополитом признал несостоятельными выводы комиссии.

Среди историков бытуют разные объяснения причин противостояния митрополита и царя. Нам кажется, что наиболее близок к истине выдающийся современный знаток истории Московского царства Б. Н. Флоря. Специалист не видит здесь "спора между государством и церковью из-за власти, вызванной попытками светской власти подчинить себе церковь. К тому времени, когда вспыхнул этот конфликт, царь не предпринимал никаких действий, которые хоть как-то затрагивали права церкви и её имущество. Дело было в другом. Обличая царя, митрополит не только следовал своим христианским убеждениям, но и выполнял важную роль гаранта традиционного общественного порядка, которая в представлениях русского общества была тесно связана с особой верховного пастыря. Митрополит Филипп добивался справедливости для невиновных".

Протесты Филиппа не смогли остановить репрессий. Однако благодаря твердости митрополита Церковь не оказалась замарана кровью в опричнину. В русском народе сохранилась духовная крепость. Мирские соблазны её поколебали, но не погубили.

 Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен

Ссылки по теме:

Реформаторы в реалиях: митрополит Филипп

Мельница заблуждений: Грозный меняет обличье

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить