Откуда повстанцы в России брали оружие

В прессе, как в наши дни, так и раньше, довольно часто появляются сообщения о вооруженных восстаниях гражданского населения против законной власти. Соответственно, возникает вопрос: откуда берется оружие у противоборствующей стороны? Ясное дело, что не из охотничьих магазинов. Тогда откуда? Каналы поставок оружия, впрочем, как и сами поставщики, всегда оставались в тени, и информация о них всегда была под строгим запретом, а вот о том, как раньше добывали оружие повстанцы и пойдет этот рассказ…

Английский клуб моряков… Клуб "по интересам"?

Все знают, что в Британии находят прибежище множество мятежников, а также просто недовольных существующим режимом. Англия стала "тихой гаванью" для Герцена, который печатал в Лондоне известный "Колокол" с обращением: "К топору зовите Русь!" Здесь же жил и Карл Маркс, находившийся на содержании Фридриха Энгельса, и еще многие славные революционеры, и оппозиционеры всех сортов и мастей.

Навещал Лондон и Владимир Ленин, пребывающий в Европе в качестве эмигранта. Там он некоторое время выпускал газету большевиков "Искра". Кроме того, в Лондоне функционировал штаб боевой технической группы при ЦК РСДРП, помещавшийся в клубе профсоюза моряков Maritime Hall на West India Dock Road.

Так вот, "интерес" у клуба был весьма своеобразный: приобретение оружия и ввоз его в Россию. Ответственным за это дело был Максим Литвинов, обладающий уникальными способностями в установлении контактов с людьми самого разного толка и получающий на это средства от экспроприаций в России.

Стоит заметить, что спонсорами большевиков были японцы, которые передали революционерам внушительную денежную сумму, предназначавшуюся для закупки оружия. Посредником в этой операции был полковник японской императорской армии Мотодзиро Акасия, служивший военным атташе в Стокгольме.

Ну, а еще в поставках оружия участвовал Джон Вильсон, имевший должность председателя английского профсоюза моряков и являвшийся членом британского парламента. Максим Литвинов называл количество денежных средств, которые потратили на приобретение оружия, — 100 тысяч рублей, немалая, к слову сказать, сумма для того времени!

Но закупить оружие — это еще полдела. Для Европы это вообще не было проблемой. В конце концов, она за это получала деньги, хорошие деньги. Сложность была в доставке оружия в Россию…

Работать будем вместе…

Выход был один — отправить оружие по воде. Сказано — сделано. С этой целью в Лондоне купили пароход "Джон Графтон", имеющий вместимость в 315 брутто-регистровых тонн. Это был мелкий прибрежный транспорт, каких по тем временам было немало, потому-то он и не вызывал никаких подозрений. Далее пароход выкупил некто Уотт, компаньон японской фирмы Takada & Company. Ну, а потом была перепродажа неизвестному торговцу вином Ричарду Дикенсону, являвшемуся, как оказалось, казначеем партии эсеров. Поэтому найти того, кто был истинным хозяином корабля, не представлялось возможным…

По замыслу устроителей, груз должны были доставить нескольким "адресатам", находившимся в разных пунктах России, в том числе под Выборгом и еще в некоторых местах на финском побережье. Далее груз распределялся соответственно между финскими, эсеровскими и большевистскими боевиками. Это вооружение предназначалось еще и рабочим — сторонникам попа Гапона, задачей которых было поднять в октябре 1905 года мятеж в Петербурге и Москве одновременно. Как видим, "служитель культа" Гапон не оставался в стороне от вооруженных столкновений, он был всецело на стороне инсургентов и активно помогал большевикам и эсерам.

Склад оружия на воде

Тогда на "Джон Графтон" погрузили 16 тысяч винтовок, три тысячи револьверов, три миллиона патронов и три тонны разных взрывчатых веществ — динамита и пироксилина. Наиболее дорогостоящим и ценным грузом являлись канадские винтовки Ричарда Росса и швейцарские винтовки Веттерли.

Получалось, что пребывая в Англии, любой желающий (имеющий соответствующую сумму денег) имел возможность беспрепятственно приобретать оружие, как в Канаде, так и в Швейцарии, в любом количестве, при этом совершенно не отчитываясь, для каких целей столько оружия приобретается.

Словом, "Джон Графтон" представлял собой полноценный плавучий арсенал и можно только гадать, как изменилась бы наша история, если бы это оружие дошло до России.

Действительность и кино

Судно отправилось из Британии без груза на борту, со старой командой. Далее оно пришвартовалось в Флиссингене. Там экипаж поменяли на другой, состоящий из специально подобранных людей, в основном латышей-социалистов.

Затем корабль отправился в пролив Ла-Манш, там на него перегрузили вооружение с другого судна. "Джон Графтон" прибыл в Данию, а оттуда в Швецию и затем принял курс к берегам Финляндии. 26 августа (8 сентября) 1905 года ранним утром в 22 километрах к северу от Якобстада (Пиетарсаари), в шхерах Ларсмо, судно село на мель. Его обнаружили финские таможенники из Ларсмо и рыбаки, которые сей же час оповестили местные власти. Стало ясно, что жандармы на катерах прибудут очень скоро. Посему приняли решение уничтожить корабль, а груз, если не весь, то хотя бы часть, постараться спасти.

Целый день команда перетаскивала груз на лодки и переправляла его на ближайшие островки. А вечером судно взорвали, причем взрыв был слышен в радиусе 50 километров. Корабельная команда на парусной лодке добралась до Швеции, высадилась на берег и разбежалась кто куда.

В 1979 году в Советском Союзе выпустили в прокат фильм "Ждите "Джона Графтона". Сценарист фильма обвинял проникшего на судно агента охранки в том, что по его вине корабль сел на мель. Но было ли это в действительности, сказать трудно.

"Южный маршрут" оружия для Закавказья

Провал с поставкой оружия "Джоном Графтоном" большевиков не остановил. Боевая техническая группа при ЦК РСДРП работала изо всех сил, для того чтобы рабочие-дружинники были обеспечены оружием. Руководитель группы Леонид Красин поручил Максиму Литвинову повторно ехать в Европу с целью закупки и отправки в Россию партии оружия для закавказских организаций РСДРП. В январе 1906 года Максим Литвинов отправился в поездку. Оружие закупалось мелкими партиями в Германии, Бельгии, Австрии. Делалось это из соображений конспирации, при поддержке местных революционеров.

Снова закупили несколько тысяч винтовок и револьверов, около миллиона патронов и даже пулеметы. И снова камнем преткновения стала отправка оружия в мятежную Россию. Был выбран южный маршрут. Это было и близко к Закавказью, и не так опасно, поскольку при благоприятном раскладе оружие не надо было везти через всю страну.

Большевики попросили помощи у македонских революционеров, те откликнулись, получили разрешение от болгарского правительства на вывоз груза, который, по их заявлению, шел не в Россию, а в Турецкую Армению, якобы в помощь армянам в их противостоянии Турции. Македонский революционер Наум Тюфекчиев помог Максиму Литвинову с доставкой оружия в Варну. А так как Болгария в этой борьбе была на стороне армян, проблем с разрешением на его вывоз не возникло.

В Триесте была приобретена парусная яхта "Зора" ("Заря", по-нашему). В команду входило девять человек: Афанасий Каютенко — капитан, машинист-болгарин и несколько революционеров, среди которых был и Камо, известный среди большевиков своим бесстрашием и… экспроприациями банков, деньги от которых были вывезены за границу и пущены на закупку вооружения.

Штормило…

Транспортировка оружия планировалась на начало лета 1906 года. Однако ЦК меньшевиков так и не выделило нужной суммы денег, и Максим Литвинов вынужден был снова отправиться в Петербург. Необходимую сумму нашли, однако стоило это немалых трудов. Лишь поздней осенью Максим Литвинов вернулся в Болгарию, но, увы, время для переправки оружия морем было упущено.

На Черном море началось время сильных ветров. Штормовая погода стояла по несколько суток кряду. Да еще через своего осведомителя, внедренного в заграничную группу РСДРП, тайная полиция получила сведения о предстоящей отправке транспорта с вооружением в Россию. За Максимом Литвиновым и его пособниками установили наблюдение. Не успела яхта отчалить от пристани Варны, как на ее перехват отправились три миноносца, и капитан "Зоры", обнаружив в море военную эскадру, повел судно к берегам Румынии.

Штормовой ветер швырнул яхту на берег. Груз с яхты немедленно сняли и наложили на него арест румынские жандармы. Все попытки болгарских революционеров вернуть груз обратно оказались тщетными. Кроме всего прочего, на яхте обнаружили литературу революционного толка, изданную на русском языке. Никаких сомнений по поводу получателя этого груза ни у кого не возникло. Все стало ясно: куда шел груз и кому он предназначался. Естественно, что судно с грузом оружия, шедшее в революционную Россию, до адресата не дошло.

Впоследствии слухи о крушении судов подтвердились, это больше не было тайной. А вот сколько "плавучих арсеналов" дошли до получателей, до сей поры не знает никто!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить