В единстве сила России! И не только...

День народного единства — это не недавно заимствованный чужеземный хэллоуин или день святого Патрика. Это не эрзац старой Великой Октябрьской революции или торжество над интервентами разных национальностей в прошлые века. Это праздник не вопреки, а во имя! Это победа над Смутой и раздраем в едином государстве, имя которому - Россия. Это праздник объединения всех, кто любит свою Родину или Отчизну.

Когда десять лет назад у нас появился новый государственный праздник, который стали отмечать 4 ноября, в обществе вместо "народного единства" вновь обнаружился "раскол". Слава Богу, тот "раскол" не только не закончился Смутой, но даже ею и не начался. Некоторые поизгалялись в дешевом или дурнопахнущем остроумии и заткнулись. Надеемся навсегда. Образованный русский человек, если он только образованный и даже не обязательно русский, должен помнить времена той Смуты.

Смуты периодически возникают на Руси. Смута — это такой период в истории, когда народ уже не безмолвствует. Если уж мы обратились к Пушкину, то Александр Сергеевич не только обращался к Смуте XVII столетия в драме "Борис Годунов", но и спорил со своими друзьями-вольнодумцами. Первый поэт России никак не мог примириться с мыслью о "нашей исторической ничтожности". Вглядываясь в прошлое страны, Пушкин написал, наверное, одни из самых лучших своих строк: "Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

Современные историки обращают наше внимание на два момента. В советской средней и высшей школе это время подавали двояко: как "крестьянскую войну" и "интервенцию". Как социальный протест и борьбу с внешними силами. Смутное время не сводится к борьбе с королем Сигизмундом III и народными низами, с изгнанием польско-литовского гарнизона из Кремля и отбрасыванием казаков от Москвы. И как правы были отечественные историки, когда описывали Смуту.

Первый русский историограф Николай Карамзин не усомнился в том, что в ту эпоху действовали настоящие былинные герои. Согласимся, автор "Истории государства Российского" писал свой труд во время войны и победы над Наполеоном. "Бросим взор на сего, одного из низких званий в обществе носящего, Минина! Какое чувство одушевляет его при первом известии об опасности Отечества? "Если хотим избавить отечество — не должно нам жалеть ни нашего имущества, ни жен, ни детей наших", — писал русский публицист из старинной и небогатой дворянской семьи А.С. Кайсаров.

Ироничный скептик Василий Ключевский заметил: "Московское государство выходило из страшной Смуты без героев, его выводили из беды добрые, но посредственные люди. Князь Пожарский был не Борис Годунов, а Михаил Романов — не князь Скопин-Шуйский". Отказавшись от героизации Смуты, историк начала прошлого века отметил, что спасли Россию не политики, "не Бог, не царь и не герой", а сам патриотически настроенный народ. Простые русские люди. В обоих интерпретациях нет никакого парадокса. Обе точки зрения верны.

Хорошо, если обыватель помнит имена Минина и Пожарского да Ивана Сусанина. Вряд ли кто-то, кроме любителя истории, вспомнит воевод Первого ополчения Прокофия Петровича Ляпунова, Ивана Мартыновича Заруцкого и князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. А ведь были еще казанский дьяк Никанор Шульгин и представители "Совета всея земли" — первого "Временного правительства" в истории России. Были в истории русской Смуты и свои антигерои. Пусть будут прокляты их имена. В Ветхом Завете предателей (еще не по-христиански) проклинали до седьмого колена. Для нас же главное — "Жила бы страна родная, и нету других забот".

Самое время снова вспомнить пушкинские сентенции. В черновых набросках "Романа в письмах" Александр обратил внимание на надпись, сделанную на монументе, изваянном по проекту скульптора Ивана Петровича Мартоса. Да-да, речь о том, что стоит на Красной площади. В 1829 году поэт сетовал по поводу того, что "Отечество забыло даже настоящие имена своих избавителей. Прошедшее для нас не существует! Жалкий народ!". В защиту народа скажем: пытались из нас сделать "иванов, не помнящих родства". Пока, худо-бедно, получается сделать лоботомию части малороссов, сиречь украинцев, как они сами себя называют по привычке, полученной от прежних хозяев, польских панов.

Опыт Смуты учит главному. Мы едины — пока не победимы! Нам не нужны вожди, лидеры, атаманы и главари. Когда беда угрожает всем и каждому — встают все, как единый народ.

Также по теме:

Забытый герой современного праздника

Почему 4 ноября — Красный день календаря

Читайте публикации специального сюжета "Правды.Ру"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *