Споры о том, куда цивилизационно относится Россия (к Востоку или Западу), ведутся уже так давно, что порядком поднадоели. Причем оба лагеря находят такие аргументы в истории России, что создается ощущение правоты всех. И это еще больше сбивает с толку. Об этом Pravda.Ru рассказал известный телевизионный обозреватель, историк Андрей Светенко.
— Андрей Сергеевич, Русь с древних времен ориентировалась на Запад. Что здесь сыграло главную роль: принятие христианства или политические, торговые интересы?
- Конечно, важнейший, системообразующий, ментальный момент — это принятие христианства. Это автоматически вовлекло страну и людей в орбиту западной цивилизации. Тем более, что Русь приняла христианство еще до раскола на православие и католицизм.
Это, естественно, заложило вектор развития в сторону Византии и Европы. Естественно, концепция Москвы как третьего Рима это подтверждает и на этом строится. Разумеется, изначально были и объективные экономические факторы.
Показательна инкорпорация древнерусских княжеств. Момент привязки экономики к европейским процессам — знаменитый транзитный путь "из варяг в греки". Это показывает включенность Древней Руси в глобальные экономические процессы, говоря современным языком о событиях тысячелетней давности.
Но этот процесс постепенно затухал по ряду причин: экспансия с Востока, поражения крестоносцев на Ближнем Востоке, затем упадок и падение Византии. Все это стратегически меняло ситуацию на Востоке Европы, с точки зрения ее включенности в экономические торговые процессы.
Можно перечислять имена древнерусских княжен, которые были выданы замуж за французских королей. Это нормальный процесс. Династические браки при Ярославе Мудром и других киевских князьях показатель того, что Древняя Русь, конечно, была органической составной частью вполне четко прослеживаемой европейской мозаики.
Самое интересное, что и в 15-17 веках, в том числе в царствование Ивана Грозного, продолжалась европеизация. Тогда происходили Великие географические открытия, и Россия тоже вовлекалась в орбиту глобальных международных связей.
Под знаком европейских стандартов и ценностей здесь появлялись различные торговые миссии и представительства, развивались купеческие связи. Англичанами был начат поиск северного морского пути. В результате они узнали про порт Архангельск.
Через него стала осуществляться при Иване Грозном серьезная торговля. При этом модель государственности у нас была заимствована в это время большей частью с Востока. В России постоянно есть точка перелома и идет дискуссия: государство для общества или общество и люди для государства.
В корневом смысле, конечно, Россия является органичной частью европейского мира. Но пограничность приводит к тому, что рождаются теории объяснения какой-то транзитности, промежуточности: Евразия, попытка соединить два противоположных вектора развития, обнаружив в процессе этого понимание себя как не просто мост между ними, а нечто своеобразное и неповторимое, и для которого никакие общие средства от кризисов и проблем не подходят. Это очень точно отразил Тютчев:
"Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить".
Это мешает, как мне кажется, потому что давно пора уже умом Россию понимать, и это сейчас имеет место быть. Самое интересное, что экономические процессы, развитие России с древности и до нового времени проходили, экономическая политика и практика строились по понятным, вменяемым законам, которые были и в Европе.
Мы в этом смысле ничем не отличались. Об этом, например, говорит доктор экономических наук Александр Бессолицын, который провел очень интересные исследования.
Единственное, в угоду концепции сильной единоличной власти происходил процесс закрепления сословных различий в обществе, а не попытка соединения полифонии, концепт создания некой системы, в которой бы учитывались интересы разных сословий, что вполне напрашивается.
Возобладала линия доминирования с вручением государю полномочий третейского судьи, исходя из чего он по определению должен быть хорошим и правильным, а бояре — плохими, и все остальные могут быть плохими, если они поднимают восстание. Булат, Разин и Пугачев, крестьяне и казаки чего-то не того могут хотеть.
И получается парадокс. Все, что проникнуто по идее единством, артельностью, коллективизмом, в более внимательном рассмотрении вдруг обнаруживает личные, частные интересы представителя каждого из сословий. И в этом смысле не правильно думать, что русский крестьянин — общинник, колхозник в душе.
У него очень сильные инстинкты, частнособственнические были всегда развиты, и это всегда проявлялось в его социально-политической обстановке. Именно отсутствие возможностей его реализовать ко многим волнениям приводило.
— Азия значительно отставала от Европы и США, но в последние годы там совершен скачок, какой Западу и не снился. Почему мы вовремя не переориентировались на Восток? Мы же можем очень эффективно взаимодействовать.
- Масштабы роста впечатляют, но надо же не забывать о низкой стартовой позиции, не путать понятия объемов и масштабов экономики с показателем темпов роста. У вас был рубль, стало два, у вас темпы роста — 100 процентов.
У меня был миллион, стал миллион два рубля, у меня — ничтожные доли процента роста. Сейчас возникли первые серьезные проблемы в китайской экономике.
Необходимо потреблять то, что произвели китайцы уже самими китайцами, развивать внутренние свободы. Это в какой-то степени приведет к перерождению этого социалистического общества в какое-то новое качественное состояние, чего власти Китая стремятся не допустить.
Индия тоже демонстрирует устойчивые темпы роста. Там тоже — огромные масштабы, более миллиарда населения, огромные территории и ресурсы. Есть три традиционных фактора производства: земля, труд и капитал.
У Востока превалирует фактор труда: умение, способности, готовность работать, наличие рабочей силы, которая за сравнительно малые деньги готова делать приемлемую по качеству продукцию.
Есть определенные ресурсы в земле, полезные ископаемые. Сейчас появился и капитал.
Но самым важным в наше время становится новый фактор — ноу-хау, хайтек, инновации, то есть интеллектуальный потенциал. Нам надо активней работать в этом направлении, не выбирать между Востоком и Западом, а исходить из реалий экономической целесообразности.
Читайте также:
Астролог: Россию ждет золотой век
Востока мы не знаем, а Запад уже в печенках
Программы школ не должны замыкаться на западной литературе и философии - эксперт
России стоит усилить ориентацию на восточные языки и системы образования - политик
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала