В гостях у Pravda.Ru побывал автор сборников интервью с участниками Великой Отечественной войны, руководитель сайта "Я помню" Артем Драбкин. Главные темы интервью — представление о России на Западе, воспитание патриотизма, сохранение памяти о Великой Отечественной войне, искажение истории Второй мировой войны и суть истинного патриотизма.
— Артем, истории, которые вы собирали и систематизировали, это не какие-то сухие научные изыскания, а подлинные истории очевидцев. Вы составитель книг воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны "Окопная правда" и "Солдатские дневники". Это для вас не просто работа, а дело всей жизни? Как вы пришли к этому, что подтолкнуло?
— Изначально я биолог, кандидат биологических наук. А подтолкнуло меня то, что мой отец прошел войну, соответственно, к нам в дом приходило много людей, прошедших войну. Их рассказы впечатались в мою память, и когда стоял вопрос о том, чтобы сменить род деятельности, то я решил заняться именно этим.
Это было в конце 90-х, как раз появился интернет, и вот эта форма — свободный разговор плюс выкладка в интернет — не ограничивала меня печатными рамками, я мог делать, что хочу в свободном формате. Вот так и родился этот проект, который уже 15 лет существует.
— Очень здорово. Со сколькими ветеранами за это время удалось поговорить, сколько интервью вы взяли?
— Я сделал порядка 500 интервью. А всего на сайте сейчас — 2,5 тысячи интервью. У меня теперь есть целая группа единомышленников. Эта работа сейчас поддерживается Федеральным агентством по печати. Общий, единый протрет людей, которые прошли такие испытания.
Люди 1918-1925 годов рождения застали войну в относительно молодом возрасте. Они тогда были очень молодыми. Естественно, это поколение было взращенное советской властью, это были люди лояльные и преданные советской власти, были энтузиастами. Они действительно были сильны духовно.
— Как вы проводили интервью, подбирали вопросы, чтобы вывести человека на самое интересное, личное? Реально ли вообще людям вспомнить, что действительно было столько лет назад?
— Я ничего на эту тему не читал, то есть до всего доходил сам. Знал только, где-то с 7 минуты люди начинают повторяться. Вот в этот момент надо задать человеку вопрос из совершенно другой области. То есть заставить его думать, вспоминать…
Самый простой вопрос, которым я обычно пользовался: "А вши были?" Это сразу выбивает человека из колеи, сбивает с толку, он начинает вспоминать, что и как тогда было. И дальше разговор уже пошел. Конечно, когда человек видит заинтересованность и знание предмета, он начинает рассказывать больше.
— Оппозиционно настроенная часть общества говорит, что Россия слишком увлечена Победой, носится с ней как с писаной торбой. Как вы считаете культ Победы — это хорошо или плохо?
— Ну, а культ Нового года — это хорошо или плохо? То же самое? Если общество останавливается в развитии, зацикливаясь на культе Победы, и больше ничего не делает, то это однозначно плохо. И сейчас, к сожалению, это происходит. У нас есть Победа и Новый год. И в общем, больше ничего нет.
Есть только такой военно-исторический патриотизм: мы собрались и всем наваляли, сейчас еще раз соберемся и опять всем наваляем и экономически, и в любой другой сфере. Это плохо.
Нужно воспитывать совершенно другие понятия, переходить к развитию. Культ Победы — важный этап. Очень хорошо и здорово, что мы вернулись к этому. Потому что был провал 90-х годов, в 2000-х не пойми чего было. Но надо идти дальше.
Патриотизм — это отношение к своей работе, отношение к природе, к своей культуре, отношение к тому месту, в котором ты живешь. Если ты просто пошел на природу, то не надо там выбрасывать мусор. Вот это патриотизм, а этого пока нет, потому что это сложно. Это не собрались и всем наваляли, а ежедневная работа. Это сложно.
— На Западе память о войне искажается? Может быть, мы как-то не совсем верно хранили свидетельства и позиционировали их в мире. Ведь люди, которые изучают историю на Западе, удивляются: Россия выиграла войну, но тем не менее правды об этом многие не знают.
— Ну, смотрите, да, на протяжении всей холодной войны важно было поддерживать образ врага. Он поддерживался как здесь, так и там. Естественно, так сказать, переход от образа врага к образу партнера — это очень большая работа.
Там 50 лет говорили, что на Востоке — медведь, который ядерной дубинкой машет. Чтобы это изжить, надо работать в другом направлении. Но на Западе никто даже не собирался этого делать. Даже после падения Берлинской стены и всех остальных перемен. А сейчас там опять активно начали раскручивать образ врага.
Рассказывать правду о России — большая работа. Нам самим нужно ее делать. Хорошо, что сейчас канал Russia Today есть и этим занимается, но этим должны все заниматься. Со своей стороны мы за эти 15 лет издали на Западе полтора десятка книг воспоминаний наших солдат на английском языке.
Пропагандой надо заниматься, нужно работать на то, чтобы изменить мнение о нас на Западе. Сейчас там начали брать уже исследователей — Алексея Исаева, Валерия Заморина, Максима Коломийца. Они используют материалы архивные… Это большая работа, нельзя серьезные вещи изменить в течение короткого времени. Просто нужно работать.
— То есть вы считаете, что сейчас как раз что-то меняется?
— Постепенно западное общество меняет свое отношение, мне кажется, в позитивную сторону. Просто нам здесь тоже фильтруют информацию и подают таким образом, что 90 процентам западного общества совершенно по фигу, кто выиграл войну.
Есть разные средства массовой информации, некоторые всегда выдирают из контекста какие-то вещи. Да, конечно, на Западе не отказались от образа России как врага. Очень серьезно этим занимаются. Нам надо противостоять этому, это сложно, но надо работать, надо его менять.
Эта работа ведется, но пока, мне кажется, достаточно слабо. Естественно, эту работу надо вести на государственном уровне. Вот сделали отличный символ — георгиевскую ленточку. Но праздник со слезами на глазах — мое поколение — последнее, кто так воспринимает. Те, кто прошел войну, не воспринимали, а для моего поколения это все было как бы рядом, отдавалось, отражалось на нас. А у нынешних людей должен быть просто праздник 9 мая — День Победы, и его нужно праздновать.
И очень важно и нужно просто человеческое участие пожилым людям. Неважно — ветеран или не ветеран, все равно это нужно. Своим родителям нужно оказывать участие. Это и есть патриотизм, с этого начинается единство нации.
Читайте также:
Сколько стоила война? Сейчас она дешевле
Германия хотела сделать из СССР музей
Города-герои — 12 столпов Великой Победы
Редкая птица долетит до Парада Победы
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала