На днях советник президента Украины, львовский профессор Ярослав Грицак опубликовал пространную статью в одном киевском издании. Тема статьи — "борьба с советским прошлым". Причем, как следует из заголовка ("Мы 30 лет боремся с прошлым. И 30 лет оно нас побеждает"), результаты этой титанической борьбы пока что бандеровцев не очень радуют.
А потому достойный "освитянин" и пытается анализировать причины указанных неудач. В частности, сокрушается о "потерянных годах" правления Ющенко, который, по словам Грицака, должен был заниматься не историей, а проведением радикальных реформ.
Что подразумевается под этими реформами, автор, правда, не указывает. То ли он имеет в виду тотальную цензуру, которая сейчас имеет место быть на Украине, то ли массовые аресты неугодных, то ли уже ставшие обыденностью политические убийства, замаскированные под суицид и "бытовуху". А так наработки первого "оранжевого" президента очень даже востребованы нынешней властью.
Но, в общем, самое главное пан Грицак сказал как бы вскользь, цитируя удачно подвернувшуюся мысль подобного себе "интеллектуала", профессора Гарвардского университета Игоря Шевченко, высказанную еще в девяностых. "Советское прошлое преодолеть относительно легко, но что делать с византийско-православным наследием?" — написал в девяностых Шевченко.
То есть, по сути, вопрос поставлен ребром: "советское прошлое нельзя победить до тех пор, пока не будет покончено с византийско-православным наследием".
Конечно, подобный радикализм можно было бы списать на конфессиональную принадлежность сторонника таких идей. Ведь Ярослав Грицак не просто обычный львовский профессор, а сотрудник Католического университета. Ну, а отношение римских пап к украинским "схизматикам"-православным не изменилось за добрую тысячу лет.
Но дело в том, что сейчас на Украине речь идет не только о том, кого будут поминать в храмах на богослужении — папу Франциска, патриарха Кирилла или даже патриарха Варфоломея. Речь идет именно о цивилизационном выборе.
Воинствующие националисты могут грезить о "единой Поместной православной церкви", но эти грезы абсолютно бессмысленны.
Потому что в главном цитируемый Грицаком гарвардский профессор Шевченко совершенно прав — в том, что и Украина, и Россия являются носителями византийско-православного наследия. И основа этого цивилизационного наследия — коллективизм, резко противоположный западному индивидуализму.
При этом не столь важно, считает ли себя православным тот или иной житель конкретной страны, ходит ли он в храм, или вообще позиционирует себя атеистом. Все равно его образ жизни зиждется на древних архетипах, от которых просто так не уйти.
То, что восточноевропейская цивилизация уникальна и основана на византийско-православных корнях, на Западе понятно всем: и мыслителям образца Хантингтона, и президентской администрации США.
Другое дело, что во имя скорейшего разрушения своего конкурента, восточноевропейской цивилизации, Вашингтон с Брюсселем заманивают ту же Украину в "братскую семью европейских народов", которая основана на абсолютно чуждых православию принципах.
А потому и затесавшиеся туда православные страны влачат в рамках западной цивилизации довольно жалкое существование, по сути, являясь побирушками у своих протестантских и католических соседей. Ярким примером этого является Греция, а также Румыния и Болгария.
К сожалению, понимание этих, в общем-то, элементарных вещей недоступно украинской "элите". А потому тот же президент Порошенко, держа у себя советника, призывающего "покончить с византийско-православным наследием", тем не менее считает себя прихожанином Украинской православной церкви, причем Московского патриархата.
Впрочем, это для нынешней Украины неудивительно. В конце концов, есть же на ее территории масса бандеровцев, которые люто ненавидят Россию, но при этом продолжают разговаривать на чистом русском языке.
Вот так и с украинским православием. Его сохранение в качестве действительно серьезной духовной силы и основы общества возможно только в случае сохранения Украины в рамках вышеупомянутой восточноевропейской православной цивилизации.
Так что если выбор украинской прозападной элиты будет сохранен — искоренение византийско-православного наследия станет лишь вопросом времени. Увы, подобные перспективы, похоже, не смущают ренегатов, предающих вековые традиции и духовную основу своего народа за "печеньки Нуланд" и прочие "вкусности", милостиво даруемых их истинным божеством — Западом и его "жрецами".
Читайте также:
Украина: История повторяется и не учит
"В Крыму были все, кроме древних укров"
Майдан - машина времени в Средневековье