Секретарь ЦК Объединенной Коммунистической партии Дарья Митина считает, что в фильме "Крым. Путь на Родину" подробно показана роль Путина, но мало важного о самих крымчанах, без которых возвращение на Родину было бы невозможно. Незаконная волюнтаристская передача Крыма Украине закончилась юридически безупречным и безболезненным его возвращением.
— Недавно мы праздновали воссоединение Крыма с Россией. Очень радостное для россиян, особенно самих крымчан, событие. Вышел фильм "Крым. Путь на Родину". Как вы оцениваете возвращение Крыма спустя год? Какие выводы сейчас можно сделать?
— Воссоединение Крыма с Россией — это действительно очень радостное для всей страны событие, а уж для крымчан — тем более. Это первый прецедент с 1991 года, когда наша большая советская страна возвратила часть своей территории. Потому что до этого мы только теряли. Русский, российский народ народ оказался насильственно разделенным. Просто аналогов в мире этому нет. Почти 300 миллионов человек было население Советского Союза, а осталось меньше 150. Мы потеряли половину наших соотечественников. И вся предыдущая политика Российской Федерации укладывается в это понятие — потери.
Великобритания до сих пор не отпустила из-под своего влияния ни одни осколок своих бывших колоний. А земли, которые мы потеряли в 1991 году, не были колониями. Это была наша большая страна, которая просто оказалась распилена в результате волюнтаристского акта трех не слишком трезвых руководителей. За это мы расплачиваемся до сих пор.
Присоединение Крыма прошло на редкость быстро и безболезненно, без единого выстрела, в соответствии со всеми международными нормами. Нас упрекают, что Крым был наводнен российскими войсками и т. д. На самом деле, по Харьковским соглашениям 2010 года Россия имела право держать в украинском тогда еще Крыму контингент 25 тысяч человек, а у нас там было только 12 тысяч. То есть мы могли увеличить этот контингент вдвое. Мы этого не сделали. Мы обошлись малыми силами, малыми средствами, малыми ресурсами, не погиб ни один человек. Прецедентов в мировой истории, когда такое воссоединение насильственно разделенных народов прошло так бескровно, тоже нет.
Мне не очень понравился фильм Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину", несмотря на то что я к Андрею Кондрашову очень хорошо отношусь, считаю его очень талантливым режиссером, очень порядочным, с активной гражданской позицией. Но фильм меня не впечатлил, потому что не очень была видна роль самых крымчан. Очень много российского фактора, очень много Путина. Он, безусловно, принял исторически правильное решение, но роль Путина заключалась в том, что он верно оценил ситуацию и кивнул головой.
А Крым шел к этому шагу больше 20 лет. Если бы не было такое единодушной поддержки крымчан, то никакого воссоединения не состоялось бы. Если бы не было решения парламента Крыма, то тоже ничего бы не состоялось. Почему и злятся наши западные оппоненты, никак не могут нам этого простить. Крым как ком в горле у них стоит, потому что никак не подкопаешься с формальной, юридической стороны к нам. Мы соблюли все международные правила. Мы не нарушили международное право ни на йоту. Не просто прошел референдум. Сначала Верховный совет принял решение. Потом было много так называемых народных сходов, площади были заполнены народом. То есть парламент высказался, народ на площади высказался и на референдуме, — все виды демократии, народного участия, были соблюдены.
— А потом еще Конституционный суд проверял документы и процедуры на соответствие Конституции…
— Да. Конституционный суд все рассмотрел. Ушлые западные юристы уже перекрутили, как только могли, и украинское законодательство, и российское законодательство. Они искали хоть какую-то зацепку, чтобы можно было придраться, но так и не нашли. И вот эта злость — именно от бессилия. Но к сожалению, я этого в фильме не увидела.
Крымская весна породила целую плеяду лидеров другого, нового формата. Раньше они не могли даже появиться. Во-первых, Крым был всегда у Украины нелюбимым ребенком. Это сразу видно и по его состоянию. Во-вторых, потому что крымчане были крайне слабо представлены в общеукраинской элите. Украина была мачехой падчерице Крыму.
В фильме мне хотелось услышать ответ на вопрос: почему Крым так легко расстался с ненькой-Украиной, быстро и радостно прибежал к матери-России. Потому что все эти годы он не расставался с Россией. А на Украине было дискомфортно. Надо было рассказать про насильственную украинизацию, преследование людей, которые украинизироваться не хотят. Все делопроизводство там было переведено на украинский язык. Раньше было билингвальное делопроизводство, то есть на русском, украинском и крымско-татарском языке. Но в последние годы демонстративно русский язык убрали, хотя 90 процентов населения говорят на русском языке.
В Крыму была ужасная неурегулированность правовых отношений. С землей вообще полный беспредел творился. А после переворота, прихода к власти хунты, фашистизации Украины и угроз всем несогласным, конечно, крымчане побежали, сверкая пятками. Не дай Бог, началась бы резня, тогда было бы вообще очень страшно.
Правота России и крымчан неоспорима даже для Запада. Естественно, они никогда вслух этого не скажут и в этом не признаются. И возвращение Крыма в состав России не причина, а повод для нападок на Россию. Обама же сказал устами своей дрессированной обезьянки Псаки, что пока Крым находится в составе России, претензии к России не снимутся и санкции не будут отменены.
— Но Европа страдает от санкций не меньше, а даже больше, чем Россия.
— Поэтому и нарастает недовольство и нежелание Европы покоряться этому американскому диктату. Потому что США не очень проигрывают от санкций, а вот Европа проигрывает очень. Поэтому, естественно, клинч между Евросоюзом и Штатами будет углубляться.
Этот антироссийский консенсус, хоть он хрупкий, пока действует, но с течением времени может и перестать действовать. Хотя я пессимист и считаю, что нам сейчас нужно готовиться к худшему варианту развитию событий.
Силуанов поспешил сказать, что Россия вступила в полосу стабилизации. С чего он это взял? Потому что покатился вниз доллар или евро и т. д. Но уже завтра они могут подорожать. Я бы не стала на основании этих колебаний строить долговременные выводы, что мы вступили в полосу стабилизации.
Очень интересно будет посмотреть в конце июня на Международный Петербургский экономический форум. В прошлом году форум фактически провалился, потому что половина зарубежных участников его проигнорировала. Кто-то сам не приехал, кому-то запретили приезжать руководители компаний, власти Соединенных Штатов и т. д. Посмотрим, кто придет, какие будут мнения и результаты. Что-то мне подсказывает, что предстоящий форум будет гораздо более представительнее и Россия будет выглядеть гораздо убедительнее, несмотря на все санкции и все прочее.
Уровень инвестиций в российскую экономику по сравнению с концом 2013 года пока, безусловно, меньше, в сравнении с концом 2014-го — уже больше. Инвестиции начали расти. По этим признакам можно сделать вывод, что несмотря на информационную войну, весь этот громкий шум, заявления, экономика живет по своим законам, ее не напугаешь ни рейтингами, ни политической конъюнктурой.
— Минским соглашениям, видимо, настал конец в связи с решением киевской власти об оккупированных территориях. Как, по-вашему, будут развиваться события?
— Минским соглашениям, на самом деле, настал конец еще в момент их подписания. Потому что ни один пункт Киев и не собирался выполнять, ничего выполнено и не было.
Первый пункт — прекращение обстрелов, обстрелы не прекращены, прекрасненько по всему фронту идут вялые перестрелки, а где-то и не очень вялые. В районе Мариуполя и в районе Широкино они даже усилились.
Также важнейший пункт — отвод тяжелой техники. ДНР и ЛНР выполнили это условие. Миссия ОБСЕ, которая отмониторила эту ситуацию, зафиксировала. В ее докладе сказано, что ДНР и ЛНР отвели. А вот Украина то, что днем отводила, потом ночью опять подводила. В итоге тяжелой техники стало еще больше, она ее нарастила на самом деле.
Поэтому можно сказать, что Минские соглашения не стоили даже бумажки, на которой они были напечатаны. Над вопросом по так называемому послевоенному устройству этих территорий Украина просто цинично посмеялась. Потому что сделано все совершенно по-другому, чем написано в Минских соглашениях. Внесенный Порошенко и принятый Радой закон совершенно абсурдный, он невыполним даже с украинской точки зрения. Понятно, что это никто выполнять опять-таки и не собирался. Это просто способ потянуть время.
Я убеждена, что пока не будет крупного военного поражения вооруженных сил Украины, капитуляции Киева и демонтажа режима, ничего не получится.
— У европейцев есть понимание и разочарование, что Киев проигнорировал все их усилия?
— Есть, конечно. Со слушаний в Европарламенте пинками выгнали Лешу Гончаренко, палача Одессы. Хотя евродепутаты прошлым летом очень критически относились к России и поддерживали Украину. Интонации уже изменились очень сильно. Потому что было несколько докладов ОБСЕ о нарушении прав человека, российских докладов и докладов независимых социологических и различных других служб разных стран по пыткам, похищениям, по убийствам и многому другому. Это все задокументировано. И это не проходит впустую, накапливается капля за каплей. Они рано или поздно сточат камень.
Перелом в общественном сознании и политике уже происходит. Уже семь стран отказываются пролонгировать санкции, обосновывая это политическими соображениями. Мне кажется, это наглядное подтверждение того, что мировое общественное мнение пусть медленно и очень туго, но меняется.
— Скоро будет Парад Победы в Москве. Посмотрим, кто приедет. Некоторые руководители делают глупейшие заявления. Но на сегодня 26 стран уже высказали намерение принять участие. Ангела Меркель, бедная, металась-металась, но в итоге все-таки поняла…
— А отказываются приехать не страны, а их правительства, которые действуют вопреки интересам их же народов. Например, власти Болгарии отказалась ехать, и там была огромная 50-тысячная демонстрация по центру Софии, что, в общем-то, достаточно редкий случай для Болгарии. Болгары как-то в последнее время очень хило митингуют. Последний раз они митинговали в честь повышения тарифов на электроэнергию, когда распродали национальную энергетическую систему. Здесь люди уже понимают и протестуют даже не из-за собственных экономических интересов, а по политическим, идеологическим причинам. Это совершенно другое дело, высокий уровень. Так проявляются народная воля и дипломатия. И, безусловно, приедут болгарские и другие ветераны, вместе с которыми наша армия бок о бок сражалась с фашизмом.
Читайте также:
Украина — это Руанда эпохи геноцида
Алон Бен-Меир: Путин должен уступить