Состоялась церемония закладки АПЛ проекта "Ясень-М", которой уже присвоено имя "Архангельск"

Атомный "Архангельск" обретает новую жизнь

На верфи "Севмаш" состоялась церемония закладки АПЛ проекта "Ясень-М", которой уже присвоено имя "Архангельск". При этом чуть ранее стало известно о решении отправить на утилизацию другую АПЛ с именем "Архангельск", проекта "Тайфун". И тогда же в Сети развернулся сбор подписей за то, чтобы сохранить эту АПЛ, самую большую в мире, в качестве музея.

Новый атомный "Архангельск" будет охранять океаны

Сначала о рождении нового атомного "Архангельска". Закладную доску в карман секции новейшего атомного подводного крейсера установил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. Как сообщила Правде. Ру руководитель пресс-службы Севмаша Екатерина Пиликина, АПЛ "Архангельск" станет четвертой в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта "Ясень-М". Головной подводный крейсер серии — "Северодвинск" (проекта "Ясень") — построен на Севмаше и передан ВМФ 17 июня 2014 года.

На крупнейшей военной верфи Европы по усовершенствованному проекту "Ясень-М" сейчас уже строятся многоцелевые атомные субмарины "Казань", "Новосибирск" и "Красноярск". Согласно военно-морской доктрине РФ, в перспективе подводные лодки этого проекта, которые строятся большой серией, станут основными многоцелевыми атомными подлодками России.

Читайте также: В Северодвинске попрощаются с атомной подлодкой "Казань"

По сути, имя столицы Поморья переходит от одной АПЛ "Архангельск" к другой, и это не может не радовать. Так же субмарина "Казань", которая строится на Севмаше сейчас, унаследовала свое имя от другой "Казани", которую уже распилили "на иголки". Так что жизнь корабля как такового продолжается.

Почему из атомной подлодки не получится музей?

Теперь о стратегических "Тайфунах", о судьбе которых уже не раз писала Pravda. Ru. Сейчас у причалов в военном порту Северодвинска на так называемом отстое стоят два корабля этого класса — тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" (SSBN "Typhoon" по кодификации НАТО) "Архангельск" и "Северсталь".

В социальных сетях в последние недели снова развернулось некое виртуальное общественное движение по такому поводу: предлагается из АПЛ "Архангельск" сделать музей подводного флота. Начался даже сбор подписей — правда, инициативная группа еще не имеет юридического оформления, все, насколько можно понять, пока на уровне первичной идеи.

Читайте также: Советская АПЛ "Акула" дала опасное потомство

Но вот какое дело: ведь уже не одну атомную подлодку времен СССР предлагалось переоборудовать в музей! В случае с К-3 "Ленинский комсомол", первой советской атомной подводной лодкой проекта 627 дело дошло уже до самых верхов, оставалось издать специальное постановление правительства — но денег на это не нашлось. Первая советская стратегическая АПЛ "Ленинский комсомол" проекта 667 тоже могла бы стать музеем — но опять же оказалось очень дорого.

"Это действительно очень дорого — сделать музей именно из атомной подлодки! — рассказал в интервью Правде. Ру бывший ведущий консультант СПМБМ "Малахит", доктор технических наук Николай Свешников. — Затрат очень много, вы даже себе не представляете, сколько… Другое дело — сделать музей из небольшой дизельной подлодки, таких в мире много, но больше на твердом постаменте, на берегу. Например, есть музей на подлодке "Новосибирский комсомолец" на Москве-реке. Были случаи, когда она тонула — лет 10 назад…".

Читайте также: Последних поход музейной субмарины: Северодвинск, Белое море, Беломор-канал, Москва-река

Эксперт даже не стал останавливаться на технических аспектах, заговорил сначала о финансовых, без которых остальные вообще-то бессмысленны. Средства не только на строительство, но и на повседневное обслуживание такого плавмузея нужны огромные. Для АПЛ — это на несколько порядков больше, чем для "дизеля".

Да и экологи будут явно против, даже если атомные реакторы будут вырезаны. Хотя такие проекты как таковые существуют. Может быть, когда-нибудь Россия и сможет позволить себе такое, но явно не в ближайшие десятилетия…

В общем, наверное, придется расстроить энтузиастов: создание музея на базе АПЛ пока можно рассматривать лишь на уровне хорошей идеи. Реально такое вряд ли возможно… Впрочем, звучала также и идея сделать музей не на основе "Архангельска", а на основе АПЛ "Северсталь" -- все-таки предприятие, имя которого она носит, не из бедных.

Но может ли оно такое себе позволить в нынешних условиях? Вряд ли… Может быть, лучше ограничиться тщательным сохранением не материальной, а, так сказать, духовной памяти о нашем подводном флоте? На сохранение памяти особых денег не требуется. Ну, вот теперь о ней, о памяти. И опять об "Архангельске".

Подлодка уберегла Советский Союз

Вообще неизвестно, что бы было тогда, после путча, с находившимся практически при смерти Советским Союзом, если бы события развивались по-другому… "27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на АПЛ ТК-17 (назван "Архангельском" уже после аварии) в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты выброшена в море" — такова официальная справка о событиях 23-летней давности. Эта авария стала самой последней на атомном подводном флоте СССР. Не потому, что у нас аварий больше не было, а потому, что СССР вскоре не стало…

Почти все годы, минувшие после аварии, о ЧП практически молчали. Одним из первых изданий, которое достаточно подробно рассказало правду о той аварии, стала Правда.Ру. И первым рассказал нам об этой аварии бывший депутат Верховного Совета РСФСР от Архангельской области Альберт Буторин, которого осенью 1991 года тогдашний спикер российского парламента Руслан Хасбулатов срочно послал в командировку в Северодвинск — оперативно разобраться в ситуации.

Читайте также: Командир "Акулы" спас мир от катастрофы 

Выяснилось: при взрыве ракеты командир Гришков срочным погружением сбил пламя массой морской воды, после чего АПЛ снова всплыла. Этим маневром Гришков спас подводный атомоход с ядерным оружием от взрыва с адскими последствиями.

"По сути, я видел все, что происходило, со стороны -- во время предстартовой подготовки в шахте подлодки произошел взрыв баллистической ракеты, — рассказал когда-то корреспонденту Правды. Ру недавно ушедший из жизни контр-адмирал Виталий Федорин, находившийся в момент аварии на обеспечивающем судне. — Крышка шахты улетела в неизвестном направлении, загорелось резиновое покрытие легкого корпуса лодки.

Командир "Акулы" капитан 1-го ранга Гришко действовал профессионально. Он оперативно притопил гигантский корабль на перископную глубину, сбил пламя и смыл с корпуса остатки твердого ракетного топлива, которое может гореть и в воде. К счастью, никто из моряков не пострадал".

"Тогда я предлагал выдвинуть Гришкова на звание Героя Советского Союза, но руководство страны и ВМФ предпочло замолчать это ЧП, дабы обеспечить секретность вокруг ужасных последствий возможной катастрофы…", -- рассказал автору этих строе экс-парламентарий Альберт Буторин. А через полгода уже потеряло всякий смысл через само звание — Герой Советского союза, потому что и самого СССР не стало…

А еще два года после той аварии тот же депутат Буторин был в Белом доме, который обстреливали танки. И сама история о подлодке на 20 лет как бы забылась из-за обилия других событий, сами понимаете, еще более глобально катастрофичных… Но в минувшем году именно Альберт Буторин одним из первых поддержал инициативу Общественной организации "Союз офицеров", которая обратилась к президенту Владимиру Путину с необычной просьбой: рассмотреть вопрос о присвоении звания Героя России командиру АПЛ "Архангельск" капитану I ранга Игорю Гришкову.

Кстати, к обращениям общественников всегда прикладывались публикации Правды. Ру, посвященные этой теме.

Юристы, откликнитесь!

Буквально на днях бывший командир той субмарины передал Pravda. Ru пакет документов, из которых ясно: процесс пошел. Очень разочарую тех, кто любит поругать отечественную бюрократию: нашим высоким чиновникам и думским депутатам надо отдать должное в том, что общественная инициатива не была похоронена в дальних ящиках рабочих столов. Наоборот — все это было поддержано на самом высоком уровне.

Инициативу поддержали Архангельское областное Собрание депутатов, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, помог депутат Государственной думы Ярослав Нилов, а мэр Северодвинска Михаил Гмырин направил даже специальное обращение к главнокомандующему ВМФ РФ адмиралу Виктору Чиркову. Пожалуй, трудно поименно перечислить всех, кто включился в этот процесс…

Да вот незадача: хорошо бы, чтобы такие процессы, как выяснилось по ходу делу, сопровождал грамотный юрист. Есть законодательно определенный порядок присвоения высоких званий на государственном уровне, есть правила оформления подобных документов. Увы, офицеры-подводники или энтузиасты-общественники не могут знать всех таких премудростей — и этот непростой процесс придется пройти снова.

"В этой ситуации мы готовы еще раз пройти со своим обращением все полагающиеся в таких случаях инстанции, — сообщил в разговоре с корреспондентом Правды. Ру региональный представитель Общероссийской общественной организации "Офицеры России" по Архангельской области Виталий Флуераш. — Безусловно, мы не должны забывать о тех, кто отдавал свои силы, рисковал жизнью для служения своей родной стране.

И это еще один повод в год 70-летия Великой Победы вспомнить не только славных героев и ветеранов Великой Отечественной, но и о тех, кого они своим примером научили беззаветной любви к Родине!"

Ну что ж, Правда. Ру будет держать своих читателей в курсе событий. Но вот какое предложение: грамотный юрист для оформления документов и некий куратор их прохождения по инстанциям все равно нужен, чтобы снова не натолкнуться на неожиданные препятствия — ведь все должно быть сделано строго по российскому закону.

И Правда. Ру в связи с этим обращается к читателям: если среди вас есть юридический подготовленный человек, готовый помочь в этом деле, откликнитесь! Свои контакты можно оставить в разделе "Комментарии" под этой статьей.

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить