Район Хельсинки Суоменлинна имеет прямое отношение к истории России. Дело в том, что в этом районе находится русская крепость Свеаборг, которую когда-то называли "крепкой подушкой Петербурга". Крепость была основана шведами, но в 1808 году после непродолжительной осады сдалась русским. Русские создали на месте небольшой крепости целый укрепрайон.
13 февраля я целый день обследовал Суоменлинну — административный район столицы Финляндии Хельсинки. Цель поездки — изучение русской крепости Свеаборг.
В район Суоменлинна входят восемь островов. Пять из них — Кустаанмиекка, Исо Мустасаари, Пикку Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари — соединены между собой мостами или косами.
Туда через каждые 40 минут из самого центра Хельсинки отправляется паром. И вот через 15 минут вы в большой русской крепости, которую когда-то называли "крепкой подушкой Петербурга".
Собственно, крепость была основана шведами в 1747 году, ну, а 26 апреля 1808 года после непродолжительной осады сдалась русским. Русские создали на месте небольшой шведской крепости целый укрепрайон.
28 июля (9 августа) 1855 года огромный англо-французский флот атаковал Свеаборг. В ходе двухдневной артиллерийской дуэли, потеряв несколько канонерских лодок, союзники ушли. Форты крепости получили незначительные повреждения, погибло 44 человека. Более никто не смел и близко подходить к Свеаборгу, который стал второй по мощи после Кронштадта береговой крепостью России на Балтике.
Увы, в начале 1918 года в связи с "революционной ситуацией" гарнизон Свеаборга разбежался. И в конце мая 1918 года крепость заняли белые финны и обратили ее в концлагерь, куда заключили несколько тысяч красных финнов.
Урок первый.
Белые финны стали первыми, кто создал концлагеря на территории бывшей Российской империи. Этого они не скрывали ни в 1918 году, не скрывают и теперь. Финский экскурсовод в марте 2013 года открыто заявил, что в Свеаборгском концлагере за первые 9 месяцев погибла половина заключенных.
Но ни правые, ни левые партии Финляндии не пытаются спекулировать на крови. В Свеаборге нет ни огромных крестов, ни церквей, ни часовен, вокруг которых регулярно собираются либеральные политики, мало похожие на русских православных людей, и гневно обличают события 70-летней давности ради пиара и политических дивидендов.
В каталоге Свеаборга на русском языке среди достопримечательностей крепости указано: "3 — памятник военнопленным".
Да, военнопленным, а не "жертвам политических репрессий". Это были красные финны, честно сражавшиеся с оружием в руках. Кто-то их вспоминает и сейчас, спустя почти столетие — рядом с маленькой табличкой на камне свечи и цветы.
Да, у нас в 1930-х годах было арестовано и погибло много честных людей, ставших жертвами гнусных доносов. Но почему-то до сих пор имена доносчиков совершенно секретны. А имена невинных жертв перемешаны с именами террористов РОВСа, вредителей, басмачей, персонажей типа заговорщика Тухачевского, террориста Яши Блюмкина, начальника махновской контрразведки Левки Задова, командующего петлюровской армией Юрко Тютюнника и прочей сволочи, затесавшейся в советское руководство. Они у нас все — жертвы политических репрессий.
Урок второй.
Крепость Свеаборг начали строить шведы, но подавляющее большинство сооружений создано русскими. И те, и другие для финнов — оккупанты. Но финны бережно сохраняют все шведские и русские реликвии.
Свеаборг — единственная русская крепость, где на "родных" фортах и на "родных" станках стоят уникальные русские орудия.
В Свеаборге в сравнительно хорошем состоянии на боевых позициях находятся несколько десятков русских орудий. Многих таких орудий калибра 280, 229 и 152 мм нет даже в музеях РФ.
Причем, если в наших музеях значительная часть артиллерийских орудий закрашена несколькими слоями краски, под которыми едва-едва угадываются очертания качающейся части, то в Свеаборге четко читаются все надписи на стволах, сделанные при изготовлении и модернизации орудий.
В настоящий момент финские реставраторы интенсивно восстанавливают несколько бастионов и казематов Свеаборга. Причем, реставрация идет на современном уровне, и отреставрированное сегодня точно соответствует оригиналам.
Зачем это финнам? Во-первых, тут ценят свою историю. А во-вторых, имеют деньги и немалые. Вход в крепость свободный, но интуристы оставляют деньги в многочисленных кафе, покупают сувениры. Ну, а в летнее время в Гостевом порту швартуются сотни яхт. Есть и еще ряд источников доходов. В целом крепость не только окупает свое содержание, но и приносит большую прибыль местным жителям и городским властям.
Урок третий. Качество жизни.
В 2008 году в крепости проживало 798 человек. Только благодаря туризму они имеют регулярную связь с центром Хельсинки. Паромы ходят от центра (Рыночной площади) с интервалом 40-60 минут с 6 утра до 2 ч 20 мин. ночи. Без туризма не окупилась бы и пара рейсов парома.
Строения Суоменлинны напоминают рабочие окраины Москвы конца XIX — середины ХХ веков. Четырех- пятиэтажные многоквартирные дома, равно как и деревянные одноэтажные коттеджи скорее напоминают конец XIX века. Главное же, и каменные пятиэтажки, и коттеджи вписываются в ландшафт крепости. Примерно такой она выглядит на фотографиях начала ХХ века.
Ко всем укреплениям обеспечен свободный доступ. Большинство снарядных и пороховых погребов, равно как и различных складов, открыты, и внутри удивительно чисто! Зато на русскоязычной карте-схеме надписи "Туалеты" выделены крупными буквами на специальном белом фоне. Отдельных туалетов в крепости одиннадцать (!), не считая музеев и кафе.
Одноэтажные деревянные коттеджи в принципе не имеют оград. Вокруг них стоят велосипеды, неприкованные и непривязанные, санки, детские автомобили, включая дорогие, лодки с подвесными моторами. В каждой песочнице и у входа в дом — множество игрушек.
Представим на секунду, что в крепости Свеаборг высадится десант из сотни московских "онижедетей" в возрасте от 3-х до 15 лет. Через пару часов крепость будет раскрашена и загажена, а всё, что финны не догадались убрать из двориков коттеджей, будет украдено или разломано. Уверен, что за два часа материальные потери крепости превысят ущерб от бомбардировки союзным флотом 28-29 июля 1855 года.
Читайте также:
Кому нужны исторические фальшивки
Мифы и правда о блокадном Ленинграде