Армейские байки к 23 февраля

Кто в армии служил, тот в цирке не смеется

Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, имел уже несколько официальных названий. Он был установлен в РСФСР в 1922 году как День Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного флота. С 1946-го по 1993 год он носил название День Советской Армии и Военно-Морского флота. Сейчас он на государственном уровне отмечается в России, Белоруссии и Киргизии. Однако поднимают за него тосты и получают подарки почти во всех странах бывшего Союза, да и во многих других странах мира — там, где есть бывшие советские военные. Интересно, а будут ли сегодня за этот праздник тостировать на Украине?…

В минувшем году, побывав в командировке в Киеве и Харькове, с изумлением узнал, что во Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников состоит более десяти тысяч человек! Причем реально, не на бумаге. Да у нас, кажется, на всю необъятную Россию столько не наберется. Впрочем, чему удивляться — даже по официальным данным, 42 процента командиров атомных подводных лодок с межконтинентальными баллистическими ракетами во времена СССР были выходцами с Украины! Во как. Распался Союз, уволились, домой уехали. Теперь подводного флота в стране нет, зато ветеранов-подводников вон сколько…

Это я не ерничаю, поверьте, — просто в такой день, как 23 февраля, никак нельзя без воспоминаний. Да и без упоминания Украины за праздничным столом сегодня, кажется, не обойдется у тех, кто когда-то служил в СССР. Ну что ж, давайте каждый за свое, раз уж так обернулось…

Ну, и что может быть лучшей темой для застольной беседы для собравшихся защитников Отечества — и действующих, и тех, кто в запасе? Думается, не обойдется тут без веселых воспоминаний, без травли разнообразных "самых настоящих" баек — типа "кто в армии служил, тот в цирке не смеется". Давайте и мы, оставив всякие философствования, нравоучения и экскурсы в историю вопроса, достанем что-то заветное из закоулков памяти. Как говорится, предъявляю!

Праздничный ужин на 23 февраля: навага с оленьей подкормкой

Помнится, в те времена, когда День защитника Отечества был еще Днем Советской армии и Военно-Морского флота, командиры некоторых подводных лодок объявляли что-то вроде социалистического соревнования -- на предмет кто лучше праздничное блюдо приготовит.

Тут уж кто во что горазд: для коллег-матросов (втайне) заквашивается убойная бражка в отсечных бачках для аварийного запаса воды или в огнетушителях, а для офицеров и мичманов (в открытую) готовятся экзотические национальные блюда. Старший матрос, ненец из-под Нарьян-Мара, со странной французской фамилией Ивалло, перед ДМБ (демобилизацией) решил удивить экипаж — для матросов навести "молоковух" (род бражки из сухого молока), а для офицеров наготовить диковинных национальных ненецких рыбных блюд, от настоящей строганины до наваги с тухлинкой под нарьян-марским соусом (кстати, знатная вещь, сам пробовал). Только вот не сезон, рыба с пирса ловится плохо… Надо подкормить!

Потомственный рыбак, сызмальства промышлявший на Печоре, Ивалло прекрасно знал, что северная рыба страсть как любит лопать разную гадость. Например, оленьи катышки. Сколько раз сам лично вносил дерьмовую подкормку в рыбных местах. Идея подкормить рыбу у борта АПЛ по-ненецки пришла в мудрую голову Ивалло после глубокого анализа ситуации. Все корабельные гальюны вдруг чудесным образом на время "сломались" и встали на ремонт, весь экипаж ходил по большому-маленькому в единственный оставшийся в пятом-бис отсеке.

Естественно, и продувать баллон гальюна пришлось очень часто. Как знать, может, это действительно и сказалось на том, что Ивалло наловил с пирса на обыкновенную леску с крючком большое количество разнообразнейшей рыбы именно в районе швартовки пятого-бис. В других местах пирса клевало хуже. Угощение удалось на славу. Ошалевшие от "молоковухи" младшие чины умудрились не "залететь", то есть не попасться на глаза начальству, а офицеры в кают-компании нахваливали непривычную наважку с тухлинкой под соусом. "Ну все, Ивалло, будешь уволен в запас на неделю раньше!" — сытно рыгнув, изрек довольный старпом. Действительно, такого блюда никто до сих пор еще не пробовал.

…Когда старпому, только что откушавшему рыбки, доброжелатели донесли, каким образом эта самая рыбка откармливалась, его чуть не "прополоскало". "Ивалло ко мне!" — раздался дикий рев, слышный не только в каютах, соседних с кают-компанией, но даже в смежных отсеках через стальные переборки. Дембельский чемодан рыбака с Печоры был зверски распотрошен, его "торпедированный" клеш изодран на микроскопические кусочки, а любовно сплетенным аксельбантом он был чуть не удавлен… Когда я рассказывал эту памятную историю на одной из АПЛ, что стоит на отстое в северодвинском военном порту, подводники слушали очень чутко. Рыбалка с борта — любимое занятие многих. Чувствовалось, что ненецкий метод подкормки наваги и сайки они готовы немедленно взять на вооружение…

23 февраля на усталой подлодке

Ну, и другая история, тоже связанная с 23 февраля и Северным флотом. Итак, конец славных 70-х, канун Дня Советской армии и Военно-Морского флота. Заполярная база подводников Гаджиево готовится к военному празднику чисто по-военному, то есть нервно, суетно и с отвращением. Взмокшие замполиты мечутся от штаба флотилии к своим кораблям, как заклинание, бубня меткую поговорку: "Военному праздник — что свадьба кобыле: голова в бубенцах, а задница в мыле". Ажиотаж объясняется просто: в богом забытый поселок подводников должны приехать на праздник 23 февраля звездные по тем временам супруги Александра Пахмутова и Николай Добронравов, авторы знаменитой песни про подводников "Усталая подлодка". И, кроме выступления в Доме офицеров, посетят одну из АПЛ. Какую — не понятно. Потому и мандраж.

Выбор пал на новенький атомоход, всего пару месяцев назад пришедший из Северодвинска. Экипаж, находящийся в состоянии перманентного организационного периода после северодвинской расслабухи, завыл от отчаяния. Что такое гаджиевский оргпериод, знает каждый подводник. Рабочий день "от нуля до нуля", сход на берег разрешен только командиру — а тут еще композиторы, принесла их нелегкая! С ними обязательно шишка из штаба флота пожалует. Кранты…

Дежурный по кораблю был заинструктирован озверевшим старпомом вусмерть. О перемещениях по лодке композиторов докладывать чуть ли не оперативному флотилии, держать морду самоваром и вообще — чтобы был "весь начищен и наглажен, к заду пистолет прилажен".

Наконец — едут! Авторы любимой песни подводников оказались на диких зверей не похожи. Маленькая Пахмутова, предусмотрительно одетая в брюки, спустилась по трапу в центральный пост АПЛ довольно ловко. Высокий Добронравов немного застопорился, но тоже умудрился спуститься живым. Высоких сопровождающих чинов не обнаружилось. Подводники оттаяли, оживились и даже искренне обрадовались. Супружеский дуплет стал кумиром всего экипажа, еще даже не успев покинуть центральный. А уж когда экскурсировал по отсекам, подводники просто таяли от счастья.

Старпом, проводив таланты из центрального, побежал в жилой пятый-бис отсек проверять духовитость свежеиспеченного поросенка. Уходя, свирепо глянул на дежурного по кораблю: мол, если не предупредишь по "Каштану" (корабельная система громкоговорящей связи) кают-компанию о приближении гостей, то… И показал гиреобразный кулак. Лучше бы он этого не делал!

Обалдевший дежурный гостей возненавидел. Губы его исказила гримаса, чем-то похожая на дулю. Он шептал про себя какой-то десятиотсечный мат. И когда настала пора предупреждать кают-компанию о приближении ненавистных ему особ, роковая злоба подтолкнула его перепутать тумблеры "Каштана" и включить общекорабельный циркуляр. По всем отсекам раздалось гневное: "Пятый-бис, центральный! Идут уже эти ваши…". Дабы не убивать читателя наповал сложностью выражений, скрывающихся за многоточием, поставим точку.

Через час экипаж прощался на пирсе с полюбившимися им супругами. Встреча в кают-компании прошла на ура, офицеры спели "Усталую подлодку" вместе с ее авторами на подъеме, жареный поросенок был великолепен. Командир и старпом, усаживая чету в черную "Волгу" на причале, вдруг начали наспех извиняться: мол, дежурного накажем, не таите зла и так далее.

Пахмутова и Добронравов пораженно застыли, абсолютно не поняв, о чем речь. После наводящих вопросов командира стало ясно, что они приняли крик души дежурного за обычную корабельную команду. Ну, а то, что она с матюгами, — так подводники же народ героический. Как без этого!

Читайте все публикации сюжета "С днем защитника Отечества!"

Смотрите фоторепортаж: Названо самое опасное оружие России 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить