Почему люди порой жестоко издеваются и творят зверства над себе подобными, даже не будучи садистами от природы? Профессор Университета Новой Англии Дэвид Смит считает, что во всем виновата дегуманизация — "обесчеловечивание" других людей, возведение их в ранг "низших" существ. Об этом исследователь подробно пишет в своей книге "Ниже человека".
Явление дегуманизации существовало еще в глубокой древности, когда одни племена воевали с другими за ресурсы и территории. Врагов убивали, калечили, пленники получали статус отверженных, могли рассчитывать лишь на объедки и самую черную работу. Женщины вражеского племени становились собственностью победителей…
В Древнем Египте, Греции, Риме нормой являлось рабство. Чаще всего рабами становились захваченные в плен, но дети рабов уже рождались изначально несвободными, невольничий статус переходил из поколения в поколение, процветала работорговля… И так прошло несколько тысячелетий. Лишь в XIX столетии были отменены рабство в США и крепостное право в Российской империи.
Европейские колонисты не воспринимали коренное население Америки — индейцев, а позднее порабощенных ими африканцев как полноценных людей, так как те сильно отличались от них по цвету кожи и особенностям культуры. "Это была экстремальная форма дегуманизации — процесс, распространявшийся преимущественно на отношение к рабам и на восприятие белых, — которая прерывала связи человеческой идентичности и сочувствия и делала возможным рабство", — пишет историк Дэвид Дэвис.
Англиканский священнослужитель XVII века Морган Годвин в книге "Защитник негров и индейцев" (1680) приводит мнение своих оппонентов о том, что негры не являются людьми: "Существа, лишенные души, их следует считать низшими животными и относиться к ним соответственно".
"Просвещенный" ХХ век практически ничего не изменил. Вспомним Гитлера, объявившего арийцев "высшей расой", а евреям, славянам и другим народам приписавшего "неполноценность", вследствие чего их предписывалось уничтожать, помещать в концлагеря и всячески поражать в правах. "Не все создания, имеющие вид людей, являются таковыми", — говорится в памфлете "Untermensch" ("Недочеловек"), опубликованном в 1942 году под редакцией самого Генриха Гиммлера.
Нацисты зачастую относились к жителям оккупированных территорий как к животным. Многих женщин и девушек от насилия спасло только то, что ими просто-напросто побрезговали…
В 1945 году тысячи зажигательных бомб были сброшены американскими бомбардировщиками на Токио и другие японские города, вследствие чего, как вспоминает генерал ВВС США Кертис Лемей, не менее полумиллиона японцев, включая стариков и детей, были "подожжены, брошены в кипяток и поджарены до смерти". Затем последовали взрывы в Хиросиме и Нагасаки…
В сталинских тюрьмах политических заключенных избивали, всячески унижали, не давали им сутками спать, морили голодом и жаждой, выбивая признания. Многие сотрудники карательной системы, вероятно, искренне верили в то, что перед ними — шпионы, вредители и "враги народа", которых нельзя считать людьми и к которым поэтому не имеет смысла относиться по-человечески и можно применять насилие.
Между тем, дегуманизацию трудно объяснить с точки зрения эволюции: ведь человеческой популяции, которая поначалу была не так уж велика, просто не удалось бы выжить, если бы ее представители постоянно уничтожали друг друга и применяли насилие!
Наверное, большинство из нас безо всяких угрызений совести прихлопнет назойливую муху или таракана, так как считает жизнь этих насекомых менее ценной, чем их собственная жизнь. Мы едим мясо животных, но нам претит мысль о том, что каннибалы едят человечину… Ну, а если нам внушат мысль, что другой человек — это враг или обладает какими-то качествами, делающими его как бы "не совсем человеком"?
Тогда, не допуская насилие по отношению к тем, кого мы считаем равными, мы можем допустить насилие по отношению к тем, кого считаем хуже или ниже себя…
Наверняка среди фашистов, военных, убивающих мирное население, сотрудников НКВД, пытавших и расстреливавших репрессированных, было немало тех, кто слыл любящими мужьями и отцами, верными друзьями, кто демонстрировал в кругу близких самые прекрасные человеческие качества… Но на несчастных жертв насилия их гуманизм не распространялся, поскольку в их представлении жизнь этих индивидов не имела ценности.
По мнению Дэвида Смита, совершение актов насилия над себе подобными, как ни странно, не выходит за рамки эволюционного процесса. Дело в том, говорит он, что обществу не хватает ресурсов, которые более мягким способом получить бы не удалось. Нехватка ресурсов погубила бы всю популяцию.
Поэтому используются такие механизмы насилия, как войны, геноцид, порабощение, убийства как отдельных человеческих особей, так и целых групп населения… И какие бы "благие намерения" и громкие лозунги за этим ни стояли, суть одна — нам выгодно объявить кого-то неполноценным и недостойным жизненных благ, чтобы удовлетворить свои "шкурные" интересы…
Читайте также:
Насилие по-американски: горе или гарем?
Украина: насилие, казни, трансплантологи