Первое августа - праздник Луга

Август традиционно является месяцем сбора урожая и начала заготовки собранных плодов. Но мало кто знает о том, что древние кельты и арии отмечали в начале августа особый праздник Лугнасад, знаменующий приближение осени, а также соединивший в себе поминальные и свадебные обряды. Откуда же пошел этот праздник с таким "российским" названием?

Согласно легенде, кельтский бог Луг установил обычай отмечать эти дни в память о своей приемной матери — богине Таилтин (Таильтиу). Была она дочерью Маг Мора из племени Фир Болг, а Лугу приходилась кормилицей. С помощью своего топора она выкорчевывала леса, превращая их в равнины. Но эти действия ее так изнурили, что она умерла…

Праздник, посвященный Таилтин, длился целый месяц — 15 дней до дня смерти богини, который приходился как раз на 1 августа по новому стилю, и 15 дней после него. В кельтской мифологии образ Таилтин тесно связан с землей. Об этом говорит и само имя богини — "talam", переводится как "земля". А культ земли, в свою очередь, неразрывен с плодородием. Причем, считали кельты, это касается также людей и скота. Именно в эти дни, когда "земля страдает от тяжести своих плодов", старались отмечать свадьбы…

Интересно, что римляне отождествляли Луга с Меркурием. Впрочем, не меньше сходных черт у него и с Аполлоном. Этот бог в совершенстве владеет многими ремеслами и искусствами. Он воин и музыкант, прекрасно играющий на арфе, а также искусный кузнец, способный сковать грозный меч… За это ирландцы называли его Самилданах, что значит — "имеющий опыт во многих искусствах". По сути, Луг объединяет в себе "функции" многих других божеств. Праздник был столь популярен, что в 12 году до нашей эры император Август узаконил его своим эдиктом для жителей города Лугдунума (современного Лиона), названного в честь того же Луга. Переводится "Лугнасад" как "свадьба Луга", или "город Луга", или "собрание Луга". Называли его и "Праздником зерна" или "Праздником хлеба".

В "программу" праздника обязательно входили спортивные состязания, среди которых особой популярностью пользовались соревнования лошадиных упряжек, метания копий и фехтование. Устраивались традиционные пиры и заключались временные браки. Обычно такой брак заключался на год и один день, в наше время его назвали бы пробным…

Бог Луг представлялся древним кельтам в образе молодого воина в шлеме и с копьем в руке, сопровождаемого волшебным псом. Считалось, что все эти атрибуты служат защитой и для самого бога, и для тех, кто ему поклоняется. Так, копье являлось талисманом и всегда попадало в цель. Поэтому на торжестве его символизировали колосья пшеницы. Особым смыслом наделялись серпы и караваи хлеба. Сооружались "башни урожая", представлявшие собой огромные костровища, пылающие во время празднества…

Изготавливали к празднику и вино из одуванчиков, выпекали лепешки и варили каши, что напоминает поминальный стол… На некоторую пищу налагался запрет, прежде всего, на красное мясо. Поэтому к столу подавали птицу и рыбу. Зато в изобилии было овсяного печенья и кукурузных хлопьев, а также ягод. Украшали место праздника ромашками, ноготками, подсолнухами и овсяной соломой.

Знаменовал начало праздника символический срез колосьев. Семья выходила на жатву одетая в праздничные одежды, а честь срезать первый колос выпадала главе семейства… Впрочем, можно было вместо колосьев собирать что-то другое, например, ягоды. Эти плоды приносили на вершине горы в жертву Лугу или его приемной матери. После чего можно было вкушать их самим.

В праздничных "мероприятиях" принимали участие все члены общины. Пир устраивали богатый, так как искренне верили, что от того, как он пройдет, зависит будущее благоденствие. Только обильное угощение обещало членам общины богатый урожай, изобилие и безопасность от врагов… Если же пренебречь этим пиром, верили кельты, то жители селения начнут болеть и преждевременно стареть.

Почитался праздник и скотоводами. В Шотландии женщины раздавали всем, кто собирался на пастбищах, небольшие домашние пресные сыры на счастье. Подобные сыры и масло готовили специально для празднования…

На время Лугнасада устанавливались и особые правила поведения. Например, строго запрещались ссоры и драки, обычные в то время похищения, разводы, считалось невозможным требовать возвращение долга… Любое нарушение сурово каралось. Считалось, что такими действиями человек навлекает на себя и свой род проклятие, беду и даже смерть…

Почему бы и нам не восстановить давние традиции и не устроить в августе на приусадебном участке праздник для своей семьи или соседей? Пусть он знаменует окончание летних трудов, а также способствует всеобщему единению и гармонии…

Читайте также:

В День ВДВ не бей по голове

Майская борьба за мир и права трудящихся

Кельтские тайны современного Парижа

Автор Елена Гимадиева
Елена Гимадиева — журналист, главный редактор
Обсудить