Сегодня уже точно стало известно, что тяжелый атомный крейсер "Адмирал Ушаков" будет утилизирован, даже выделены средства на его распилку. Помимо других причин, атомный "Адмирал" представляет опасность для экологии — ядерное топливо в его реакторах не перегружалось уже почти 20 лет. А в свое время корабли проекта 1144 "Орлан" представляли угрозу только для НАТО.
Автору этих строк доводилось бывать на борту "Адмирала Ушакова" не раз, еще с конца 90-х. Тогда в Северодвинск в один год пришли сразу три "монстра Северного флота" -- тяжелые атомные крейсера "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Ушаков", а также авианесущий крейсер "Адмирал Горшков". "Нахимова" сейчас начинают ремонтировать и модернизировать, "Горшкова" отдали индийцам и уже сделали из него авианосец "Викрамадитья", а вот "Ушакову" в конце концов так и не повезло…
Кстати, на борту однотипного с "Ушаковым" крейсера "Нахимов" мне довелось побывать даже в море — тогда, в конце 90-х, вместе с гражданской командой корабелов "Севмаша" я как бы пробрался на буксир, который встречал крейсер у Никольского буя, у входа на северодвинский фарватер. Честно говоря, тогда я даже заблудился в его недрах, когда сопровождавший офицер вдруг неожиданно свернул в какой-то коридорчик. Блуждал я по закоулкам и палубам огромного плавучего города примерно с час, пока командование не послало на поиск меня же мичмана, дежурного по низам.
Уже когда доводилось бывать на борту "Ушакова", с 1999 года стоявшего у причала северодвинской верфи "Звездочка", я чуть ли не держал за руку сопровождающего, дабы не потеряться. Масштабы кораблей этого проекта поражают. Вообще там, согласно технической документации, почти пять километров (!) коридоров и проходных палуб. Внутренних помещений различного характера — около тысячи. Моряки говорили, что там может бесследно спрятаться весь экипаж — а по штатному расписанию он составляет 727 человек. Его размеры огромны — крейсер имеет полное водоизмещение 28 тысяч тонн, длину — 252 метра, ширину — 28,5 метра, осадку — 9,1 метра.
Читайте также: Советский ракетный атомоход таранил айсберг
С конца 90-х "Адмирал Ушаков" ожидал решения своей участи у причала северодвинской верфи "Звездочка". Однотипный "Адмирал Нахимов" чуть более года назад было все-таки решено модернизировать и ремонтировать, работы там уже начались прямо у причала верфи "Севмаш" в том же Северодвинске. Ну, а "Адмиралу Ушакову" вынесли своеобразный приговор в форме направления на утилизацию только сейчас…
Вообще, "Адмирал Ушаков", он же в советские времена "Киров", — это российский тяжелый атомный ракетный крейсер, головной (то есть первый) корабль проекта 1144 "Орлан", был заложен 27 марта 1974 года. Спущен на воду 27 декабря 1977, вступил в строй 30 декабря 1980 года. Общая стоимость строительства крейсера составила миллиард долларов (по тогдашним ценам). Первый длительный поход (боевая служба в Средиземном море) он совершил в 1984 году. Потом дважды выходил для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам. Во втором дальнем походе в 1990 году на корабле вышел из строя носовой атомный реактор. После аварии крейсер переведен в резерв, там и находился до настоящего времени. Аварийный реактор заглушен, но ядерное топливо из него так и не выгружено.
Читайте также: Атомный стапель России начинался с охотников
Вторым после "Кирова" был "Фрунзе", он же с 1992 "Адмирал Лазарев". За ним следовал "Калинин", также в 1992 году сменивший название на "Адмирал Нахимов", заложенный в 1983 году и вступивший в строй через пять лет. Последним был ныне действующий "Петр Великий", при закладке в 1986 году названный "Куйбышев" и переданный флоту в 1998 году. Этот корабль до сих пор в строю Северного флота.
Но вернемся к "Адмиралу Ушакову". По программе развития ВМФ в середине 2000-х вроде бы планировалась полная модернизация крейсера. Ввод в строй планировался не позднее 2020 года. Тогда в министерстве обороны РФ созрел план реанимации всех атомных крейсеров типа 1144 "Орлан". В ходе модернизации тяжелые атомные крейсеры должны были получить современные радиоэлектронные средства и вооружение, позволяющие выполнять широкий спектр задач по уничтожению военных объектов противника на море и сухопутных целей. Но вот по "Ушакову" решение все-таки изменилось…
У "Кирова-Ушакова" в истории немало если не героических, то хотя бы интересных страниц. 18 мая 1984 года во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске крейсер остался в гавани, в отличие от остального флота — для того, чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города, сбить их средствами корабельного ПВО.
Читайте также: "Подводный флот РФ возрождается"
Из-за случившейся на крейсере серьезной поломки главного редуктора турбозубчатого агрегата, еще во время срочного похода к месту аварии подводной лодки К-278 "Комсомолец" в 1989 году, и в дальнейшем усугубленной проблемами с главной энергетической установкой и реактором, корабль с 1991 года так ни разу и не выходил в море.
Что не сказать об однотипном ракетном крейсере "Петр Великий", бывшем "Юрии Андропове". Он в море бывает очень часто, у пирса не застаивается. Этот уникальный корабль был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 25 апреля 1986 года, спущен на воду 25 апреля 1989, а вот вступил в строй лишь через десяток лет, в марте 1998 года. Переименован из "Андропова" в "Петр Великий" 22 апреля 1992 года.
В период войны в Югославии "Петр" находился в составе сил Северного флота, проводящих весной сбор-поход 30 боевых кораблей, в том числе 12 атомных подводных лодок, между прочим, включая "Курск". Ну, а в августе 2001 года "Петр Великий" принял участие в тех самых крупных тактических учениях трех флотов, в ходе которых погибла подлодка проекта 949А "Курск". Помнится, в прессе даже грешили подозрениями, что это именно "Петр Великий" нашу субмарину и потопил…
В декабре 2013 года у "Звездочки" появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера "Адмирал Ушаков".
Как сообщил Pravda. Ru пресс-секретарь верфи "Звездочка" Евгений Гладышев, этот тяжелый крейсер начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации Росатом на 2015 год уже включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию.
Читайте также: Герой России спас весь атомный флот
Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами "Звездочки" были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны. Ранее гендиректор "Звездочки" Владимир Никитин сообщил прессе, что пребывание тяжелого атомного крейсера "Адмирал Ушаков" (бывший "Киров"), выведенного из состава ВМФ РФ, в акватории "Центра судоремонта "Звездочка" уже на протяжении 16 лет ставит под угрозу экологию города Северодвинск.
Шутки шутками, но у "Адмирала Ушакова" самая богатая кинематографическая биография среди кораблей этого проекта. Так, еще под именем "Киров" он появляется в советском фильме "Случай в квадрате 36-80". Упоминается также в романе Тома Клэнси "Красный шторм поднимается". Сюжет романа примерно таков: в ходе третьей мировой войны в 1986 году крейсер вышел в Атлантику на охоту за конвоями и был потоплен норвежской подлодкой, которая незамеченной прошла в центр ордера и расстреляла крейсер торпедами.
Атомный ракетный крейсер "Киров" упоминается также в телевизионном фильме "Нити", снятым режиссером Миком Джексоном для телекомпании BBC в 1984 году. По сообщению BBC, "Киров" якобы столкнулся в Ормуздском приливе с американским эсминцем типа "Кидд" Callaghan во время кризиса, приведшего к ядерной войне. Вот такой крейсер, с которым мы сегодня прощаемся навсегда…