"Немецкая" эпоха в советском подводном кораблестроении

Подводный флот: водород против атома

После Второй Мировой американцам достался своеобразный интеллектуальный немецкий "приз" — Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун. Именно его, создателя первых баллистических ракет, и называют "отцом" американской космической программы. Но кое-что перепало и СССР — в частности, мы получили уникальные технологии постройки немецких субмарин. Но ровно 55 лет назад тема немецких проектов "водородных" подлодок у нас была закрыта…

Авария на экспериментальной советской подлодке С-99 в июне 1959 года поставила точка на немецких технологиях подводного кораблестроения. Хотя, если уж быть полностью справедливым к истории кораблестроения, точку поставила не только та авария. В СССР начиналась эра атомного подводного кораблестроения — и именно она и "закрыла" окончательно советские продолжения немецких разработок.

По-видимому, Pravda. Ru первым из российских изданий пишет об этом достаточно подробно. Во всяком случае, по этой теме в интернете "выскакивает" весьма скудный набор публикаций. Ну что ж, попробуем сами разобраться, пригодилась ли нам немецкая кораблестроительная военная наука после войны.

После окончания Второй Мировой войны немецкие наработки по созданию подводных лодок с парогазотурбинными установками достались не только СССР, они были разделены между союзниками. Конкретно СССР получил материалы из германского конструкторского бюро "Глюкауф", занимавшегося разработкой проектов подлодок. В том числе и тех, двигатели которых были построены на необычных для советских корабелов принципах.

В 1946 году в советском ЦКБ-18 была выполнена проработка проекта 616, основанного на немецком проекте серии XXVI. Советские конструкторы скопировали немецкий проект, правда, добавив в него много своего. Но проект в серию не пошел, по самым разным причинам. А в 1947 году было принято решение о создании прямо на территории Германии особого КБ, с целью восстановления проекта энергетической парогазотурбинной установки системы Гельмута Вальтера.

Читайте также: Возвращение легендарной "Барракуды"

И практически одновременно в ЦКБ-18 началась разработка проекта 617 с парогазотурбинной установкой, собранной прямо из готовых трофейных механизмов. Недостающие части планировалось создать силами советской промышленности, правда, особых лавров наша промышленность в этом деле так и не снискала.

В одном из приказов Министра судостроительной промышленности в марте 1949 года говорилось: "Совет Министров СССР признал необходимым и считает важнейшей задачей Министерства судостроительной промышленности и Министерства Вооружённых Сил создание скоростных ПЛ на основе использования новых энергетических установок". Тут "новых" — читайте немецких. Вместо того, чтобы взять только идею и создать полностью "свой" проект, нашим инженерам было приказано использовать в числе прочего и готовую немецкую документацию. Американцы же со своей ракетной техникой взяли не то, что идею, а "готового" Вернера фон Брауна…

Что интересно, военные Великобритании и США заполучили уже готовые немецкие парогазотурбинные субмарины U-1406 и U-1407. Но американцы так и не смогли отремонтировать U-1406 и списали её, а британцы доставшуюся им субмарину в строй все-таки ввели. Ненадолго. Но созданием каких-то "своих" проектов по немецким технологиям наши бывшие союзники не заморачивались…

5 февраля 1951 года было начато строительство новой советской подлодки на парогазотурбинном движителе, во многом напоминавшей немецкую. В мае 1956 года лодка вошла в состав флота под обозначением C-99. Обводы ее кормовой части спроектированы аналогично немецкому проекту XXVI, количество выступающих частей было минимизировано.

От немецкого проекта были полностью позаимствовано очень многое. Принцип работы энергетической установки был основан на цикле турбины Вальтера: высококонцентрированный пероксид водорода разлагался на воду и кислород. Кислород поступал в камеру сгорания, затем туда впрыскивалось специальное топливо и пресная вода. Образовавшаяся парогазовая смесь под высокими давлением и температурой вращала турбину. В завершение цикла продукты сгорания охлаждались, ненужную углекислоту удаляли за борт, а вода направлялась на очередной рабочий цикл.

В акте приёмки корабля были отмечены высокая скорость корабля и большая дальность плавания полным ходом. При ходовых испытаниях подводная долговременная скорость лодки достигла 20 узлов, что сделало лодку самой быстроходной в СССР. Однако при больших скоростях возникал сильный шум, демаскирующий лодку и препятствующий работе штатных гидроакустических средств.

Читайте также: Подлодки США: топят, тонут и садятся на мель

Решение впервые появившегося противоречия между скоростью и скрытностью было найдено лишь гораздо позднее, при создании атомоходов второго и третьего поколений, а окончательно эта проблема не решена до сих пор, говорят российские ученые-акустики. Параллельно с разработкой проекта 617 велись работы и по более совершенным проектам лодок с парогазотурбинной установкой.

После входа С-99 в состав флота, она, тем не менее, осталась лишь экспериментальной (как говорят на флоте, опытовой) лодкой и была включена в состав Отдельной бригады учебных и ремонтирующихся лодок, базирующейся в Ломоносове. В период с 1956 по 1959 годы С-99 совершила 98 выходов в море, пройдя более шести тысяч миль в надводном положении и около 800 миль под водой, в том числе 315 миль на тяге парогазотурбинной установки.

12 июня (по другим данным, 17 мая) 1959 года лодка вышла на морской полигон вблизи Лиепаи. И тут на глубине 80 метров произошёл мощный взрыв. Экипажу удалось спасти корабль, несмотря на дикие трудности. С пробоиной в борту лодка вернулась на базу.

После расследования причиной аварии было признано взрывное разложение пероксида водорода, инициированное загрязнением внешнего клапана погрузочного трубопровода окалиной и примесями. При анализе аварии подтвердились заложенные при проектировании конструкционные принципы плавучести. По оценкам специалистов, подводную лодку немецкого проекта XXVI, который являлся прототипом С-99, при аналогичной аварии ждала бы неминуемая гибель…

Читайте также: Погибшую подлодку считали сдавшейся НАТО

28 февраля 1964 года "водородная" С-99 исключена из состава ВМФ, а впоследствии на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах эта лодка была разделана на металл…

В 1958 году на ходовые испытания в Белом море вышла первая атомная подводная лодка СССР — "К-3". Полным ходом шло строительство сразу трех проектов атомных подводных лодок. И, конечно же, атомоходы закрывали все проблемы, связанные с двигателем субмарин. "Немецкая" эпоха в советском подводном кораблестроении так и закончилась, не принеся нашему флоту никакой пользы.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе