Спросите хоть самих украинцев, что они знают о существовавшей в прошлом Донецко-Криворожской Республике — ответом будет пожатие плечами. Годами замалчивали ее недолгое существование. На поверку сепаратистами оказались не те, кто отделялся от Украины, а сами украинские правители, любой ценой стремившиеся отделиться от России.
И года не прошло после свержения царского самодержавия, как в конце января 1918 года была провозглашена Донецко-Криворожская Советская Республика, занимавшая часть территории современной России до Невинномысска и Воронежской области. Чтобы понять, кто и чего тогда добивался, сделаем небольшой экскурс в историю.
На обломках самодержавия на Украине возникли сразу четыре республики: Украинская Народная Республика (УНР), которую организовали на свои деньги украинский эсер, свой человек и на Украине и в Галиции, Михаил Грушевский и с ним еще шесть человек, Донецко-Криворожская республика с двумя тысячами депутатов, Одесская республика и Крымская.
Претензии правительств этих республик вначале не шли далее требований национальной и территориальной автономии Украины в составе Российской Республики. Под влиянием крайних националистов в июне 1917 г. второй конгресс Центральной Рады под председательством М. Грушевского вынес резолюцию, согласно которой украинский народ должен был сам решать свою судьбу, но Украина без отделения от России должна была выработать новые принципы своей государственной и социальной жизни, которые могло бы утвердить Российское Учредительное Собрание.
Читайте также: Донбасс: пять веков русской истории
Большевистский переворот в Петрограде, вылившийся в итоге в Октябрьскую революцию, привел к власти в Киеве три политические группировки, боровшиеся за власть — сторонники Временного Правительства, Центральной Рады и большевики под руководством Пятакова. Рада поддержала большевиков против приверженцев Временного правительства, но потом начала уступать большевикам.
Материальная и финансовая поддержка стран Антанты не помогала и Рада кинулась в объятия Германии с Австрией. Украинское правительство сумело вернуться в Киев, откуда перед этим бежало от большевиков в Житомир, только на германских штыках. В результате противоречий между германскими спонсорами и неуклюжими действиями украинских политиков, немцы провозгласили гетманом генерала Павла Скоропадского.
Гетман со столь "говорящей" фамилией, действительно продержался совсем недолго. В несчастной стране хозяйничали многочисленные банды "батек", которые прикрывали разбой революционными лозунгами. Банды атаманов Махно, Григорьева и Зеленого — только верхушка того айсберга, когда "белые приходят — грабят, красные приходят — грабят". Несколько позже тогдашние украинские правители пошли на чреватый катастрофой союз со своим историческим, религиозным и национальным притеснителем — Польшей.
Первоначально руководство Донецко-Криворожской областной партийной организации и член ЦК РСДРП(б) Федор Сергеев (партийный псевдоним Артем) на ряде заседаний поддержали идею созыва Всеукраинского съезда Советов, выделили своего представителя в Организационное бюро по подготовке съезда, содействовали избранию делегатов на съезд.
Однако обстоятельства сложились таким образом, что, выступая 17 ноября 1917 г. на пленуме областного комитета Советов Донецкого и Криворожского бассейнов, Артем высказался в поддержку самоопределения областей, против "аннексирования" их Центральной Радой. Он предложил "создать независимую от киевского центра самоуправляемую автономную Донецкую область и добиваться для нее всей власти Советов".
По предложению тов. Артема пленум высказался: "Развернуть широкую агитацию за то, чтобы оставить весь Донецко-Криворожский бассейн с Харьковом в составе Российской Республики и отнести эту территорию к особой, единой административно-самоуправляемой области".
По мнению большевика Э. Лугановского, Харьковская губерния и Донбасс находятся на территории, не принадлежащей Украине, отнесение их к Украине "в экономическом отношении весьма губительно, поскольку тем самым осуществляется расчленение Донецкого бассейна".
Читайте также: На Украине как минимум два разных народа
12 февраля 1918 года в харьковском отеле "Метрополь" на 4-м областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов большинством голосов (50 делегатов против 24) было поддержано создание нового политического образования. В Исполнительный комитет Республики избрали 11 человек. 14 февраля был избран Совнарком республики под председательством большевика Артема.
9 февраля 1918 года между УНР и Центральными державами был подписан сепаратный мир, в результате которого германо-австрийские войска по просьбе правительства УНР вступили на территорию Украины для защиты от Советской России. Так началась оккупация Донецкой и Криворожской областей. Для сопротивления оккупации кайзеровскими войсками из добровольцев создали отдельную Красную Армию Донбасса под командованием А. И. Геккера (командующие П. Баранов, А. Круссер). Из литературы приходит на память Мальчиш-Кибальчиш, знавший Военную Тайну, и не выдавший ее врагу.
Товарищ Ленин (памятники которому на Украине так ловко свергали в "розовый период" последнего майдана) в своих телеграммах представителям СНК на Украине Орджоникидзе и Антонову-Овсиенко требовал оберегать суверенитет Советской Украины. По некоторым сведениям, Артем безуспешно пытался заручиться согласием Ленина на образование Донецко-Криворожской Республики.
Не столько отвлеченные теоретические предпосылки заставили вождя партии большевиков принять меры по недопущению отделения. Прагматик Ленин — в создавшихся условиях наступления немецко-австрийских войск — желал создания единого фронта борьбы с внешним врагом. Подчеркнем, вовсе не забота об единстве какого-то там мифического украинского государства владела им. Ильич-революционер вообще не числился государственником, скорее его разрушителем во имя мирового пролетариата.
Когда украинская Центральная Рада намекнула Ленину о первых декретах советского правительства о праве наций на самоопределение, "кремлевский мечтатель" резонно ответил, что данное право признается не за украинскими помещиками и буржуазией, а лишь за украинскими трудящимися.
Читайте также: Герои ДНР: мертвые сраму не имут
Националистически настроенные украинские историки пытаются представить идею создания Донецко-Криворожской Республики не как волю большинства народа, а как "волюнтаризм" советской политической элиты.
Тут самое главное, даже не наплевательское отношение Ленина к этой Республике, к созданию которой он и его подручные не только не приложили руку, но и более того — совали палки в колеса. Идея административно-хозяйственного объединения предприятий Донецкого угольного бассейна и Криворожского рудного района возникла еще задолго до революции, при царе-батюшке.
Что касается "вычленения" отдельных областей из Украины, то они, действительно, не имели широкой поддержки среди народных масс, но точно также, как и весь настырный украинский сепаратизм, стремившийся к отделению Украины от братской России.