Любые политические беспорядки имеют ряд побочных эффектов, в том числе "культурного значения". Уничтожаются памятники, наносится ущерб произведениям искусства… Так, на днях в Киеве была разгромлена часть фондов Музея истории, которые располагаются на Крещатике в "Украинском доме", оказавшемся в последние дни в самом эпицентре конфликта.
Основу коллекции Музея истории Киева, который был создан в 1978 году, составляют экспонаты, переданные сюда Институтом археологии Академии наук УССР. Многие раритеты были подарены музею частными коллекционерами, а также предприятиями. Суммарно коллекция включает в себя около 250 тысяч экспонатов.
Первоначально экспозиция располагалась в "Доме Петра I" на Подоле (улица Константиновская), затем в Кловском дворце на улице Филиппа Орлика. В 2004 году здание Кловского дворца было передано Верховному Суду Украины, а музей переехал на четвертый и пятый этажи "Украинского дома". В 2012 году ему были переданы площади в новом четырехэтажном здании на улице Богдана Хмельницкого, но часть коллекции осталась на прежнем месте.
В ночь с 18 на 19 февраля в помещении музея на Крещатике сработала сигнализация. Сотрудники вызвали милицию. Вызов был принят, но в связи с происходящими известными событиями стражи порядка не смогли прибыть на место происшествия. В результате неизвестные вандалы, проникнув в музей, разгромили его и похитили ряд экспонатов.
Несмотря на непростую обстановку, работники храма культуры попытались провести инвентаризацию. Но составить полный перечень пропавших артефактов пока не удалось. По предварительным данным, из хранилища исчезла скульптура Екатерины II, кстати, в свое время присоединившей Крым к России. Также пропала фарфоровая посуда, относящаяся к XVIII веку. Часть экспонатов, представляющих немалую историческую ценность, были просто уничтожены. Так, в хранилище были найдены обломки астрономического прибора Эртеля, датируемого 1825 годом, и осколки фарфоровой статуи мальчика, выпущенной на фабрике Миклашевского в начале XIX столетия.
Читайте также: На Украине назревает гуманитарная катастрофа
Этот драгоценный фарфор производился лишь с 1839 по 1862 год. Изделия фабрики отличались своеобразным малороссийским колоритом и были представлены великолепными вазами, посудой, бокалами и украшениями. Наиболее известные из них — это фигура Жанны д'Арк, вазы, декорированные имитацией драгоценных камней — кабошонами из фарфора, а также раритетные чернильницы, украшенные фигурными шаржами на французских литераторов Шарля Нодье, Армана Марраста и Шарля-Поля де Кока. Продукция фабрики Миклашевского расходилась по всей Российской империи и стала предметом коллекционирования еще в середине XIX века. Эти изделия присутствовали и в запасниках Музея Истории. Теперь часть их безвозвратно утрачена.
Из всех исторических ценностей труднее всего сохранить антикварный фарфор. Его цена настолько высока, что многие коллекционеры предпочитают покупать редкости в европейских странах, которые не знали революций и не были так сильно затронуты гражданскими и мировыми войнами. В результате там сохранилось большее количество антикварных изделий, в том числе и фарфоровых, что существенно снизило их стоимость. Сложно даже представить, во сколько оценивается уникальный музейный фарфор, так бездумно уничтоженный злоумышленниками…
Вандалы также вскрыли археологические фонды. Правда, куда больше их заинтересовали стоявшие в бухгалтерии компьютеры… Недаром говорят: "Кому война, а кому мать родна!" Создается впечатление, что творящиеся в городе беспорядки сыграли на руку представителям криминальных кругов. Скорее всего, похитители надеялись, что все спишут "на Майдан"…
Читайте также: Зачем власть в Киеве сдала "Беркут"?
Когда-то Марк Туллий Цицерон сказал: "Когда гремит оружие, законы молчат". Впоследствии это высказывание перефразировали следующим образом: "Когда гремят пушки, музы молчат". Сейчас, когда идет подсчет раненым на улицах Киева, кажется, что разгром музея — мелочь. Но те, кто осмеливается уничтожать духовные ценности, вряд ли вообще осознают ценность жизни…
Исчезнувшие и уничтоженные экспонаты непросто, а порой и невозможно вернуть или восстановить. А ведь все это собиралось по крупинкам многими поколениями как украинцев, так и россиян. Все они были гораздо большими патриотами Украины, чем прикрывшиеся политическим противостоянием погромщики.
Читайте также: Меркель разожгла костер Майдана