Поиск национальной идеи - фантазия или насущная необходимость?

Национальную идею в пробирке не вырастить

Поиски "духовных скреп", национальной идеи продолжаются уже не первый год, да только найти их никак не получается. В стране есть "национальный вопрос". Каких-то внятных ориентиров, кроме "увеличим ВВП", как не было, так и нет. Встает вопрос, а нужна ли России национальная идея? Некоторые считают, что вечная русская рефлексия лишь мешает развитию.

Депутаты-единороссы выступили на минувшей неделе с предложениями по изменению Конституции РФ. Надо сказать, что поправки предложены весьма смелые: прежде всего из Конституции предлагают убрать пункт, гласящий, что "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", а кроме того, предполагают отказ от принципов международного права, касающихся прав и свобод человека, и, соответственно, приостановить на территории РФ действие всех международных соглашений и конвенций, касающихся этих вопросов.

Читайте также: Стреляющие свадьбы? Пугачев? Вам показалось!

Впрочем, эта экстравагантная инициатива встретила прохладную реакцию даже со стороны представителей власти: пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что руководство страны не планирует менять Конституцию, эта инициатива — всего лишь предложение снизу. Однако он отметил, что в администрации президента идет поиск главной национальной идеи страны, которая сможет объединить россиян. А вот идеологию насаждать не стоит, считают в АП.

Что же, это не новость — поиск "духовных скреп" начат уже давно. Да только найти их никак не получается.

То, что российское общество остро нуждается в сильной национальной идее — очевидная истина для людей, анализирующих общественные процессы в России. На эту тему написана масса статей, красной нитью которых является простая и понятная мысль: русская нация деградирует от того, что не видит ориентиров и смысла. После того, как социалистическая система ценностей оказалась повергнута, страна, по большому счету, так и не смогла оправиться. Что характерно, даже относительная стабилизация экономики не смогла вывести народ из затяжной депрессии.

Самоубийственный алкоголизм, повальная наркомания (по данным ФСКН — около 3 миллионов россиян являются наркоманами, и надо еще учесть, что далеко не все наркоманы состоят на медицинском учете, то есть эта цифра в реальности еще выше), апатия — такое впечатление, что для многих людей собственное бытие стало тягостным и бессмысленным. "Сумерки сознания" — так принято называть это явление в литературе. "Алкоголизм — латентная форма суицида", — говорят психологи.

Читайте также: Есть ли национальная политика в России?

Помимо прочего, в стране есть в определенной мере и сепаратистские тенденции: огромное, многонациональное государство должно скрепляться какой-то ясной идеей, объясняющей, а для чего, собственно говоря, нужен этот союз? В противном случае, когда инерция старых связей ослабнет, оно рискует начать осыпаться по краям, как пересушенный пирог.

Есть, конечно, довольно популярная позиция, которую можно для краткости обозначить как "теория маленькой Швейцарии", — обычно ее продвигают люди, близкие идеям либерализма, и даже некоторые националисты. Она заключается в том, что России необходимо отказаться от имперских притязаний, прекратить всяческую ненужную рефлексию и сосредоточиться на абсолютно конкретных экономических задачах. Иными словами, продать право первородства за чечевичную похлебку. Геополитические амбиции, помноженные на вечные метания в поиске национального смысла и особого пути, — вот причина всех бед, России давным-давно пора понять, что настали другие времена, пришло время наконец-то сосредоточиться на прагматичных целях — на созидании материальных ценностей и экономического благополучия.

Читайте также: Национальная идея… Народ безмолвствует?!

Кто же против материального благополучия? Однако данная позиция содержит в себе очевидное упущение. Проблема в том, что позволить себе такую позицию, — отказ от активной внешней политики, может разве что страна калибра Швейцарии. Россия — не Люксембург, а огромная страна, полная несметных богатств. Как и всякое сильное государство, Россия успела за свою историю нажить немало врагов на международной арене, поэтому расслабиться — это значит сдаться. К сожалению, это так.

Есть еще один фактор: национальный менталитет. Российский национальный характер можно критиковать, но его вряд ли возможно изменить — так сложилось, что для типичного жителя русских равнин (и гор, и степей) поиск глобального смысла всегда остается на первом месте. Не будем, конечно, впадать в крайности и рисовать карикатурный образ русского, одетого в ватник и держащего в правой руке том Достоевского, а в левой — бутыль самогона, но все же стоит признать, что пусть порой невыраженно и даже неосмысленно, но этот самый томик все равно маячит в глубинах подсознания. Может быть, большевики своей пропагандой испортили русских, а, может быть, наоборот — именно благодаря врожденной тяге русского народа к идеям справедливости большевикам и удалось победить, и создать уникальную систему, бросившую вызов всей капиталистической цивилизации.

Поэт в России больше, чем поэт, жизнь прожить — не поле перейти. Мессианские настроения пронизывают всю русскую культуру.

Читайте также: Чему научат в День толерантности?

Но тут стоит задуматься: что первично — идея или нация? Идея рождается вместе с нацией и вместе с ней умирает, являясь просто продуктом национального бытия, или же наоборот — сильная идея, упав в подходящую почву, может спровоцировать пассионарный взрыв?

О возможных перспективах таких поисков "Правде.Ру" рассказал политолог Станислав Яковлев:

"Попытки изобрести национальную идею предпринимались очень давно, еще при Борисе Ельцине. Никакого хотя бы относительно внятного результата изобретатели идеи предъявить публике так и не смогли. Официальные идеологические формулировки, объясняющие настоящее — что происходит, и зачем это нужно — "суверенная демократия", "стабильность", "модернизация" и прочее, конечно, нужны, хотя не столько на широкую публику, сколько для экспертного сообщества, правящих элит и некоторой части контр-элиты, однако выводить эти формулировки в статусе "национальной идеи" несколько странно. Национальная идея — это, если угодно, историческая миссия, связывающая воедино не только прошлое и настоящее, но и задающая, как минимум, контуры будущего.

Мне кажется, что национальной идеи не получится и в этот раз. Слишком разностороннее у нас общество, слишком очевидны конфликты интересов. Без хотя бы относительного единства нет и нации, а если нет нации, то откуда взяться национальной идее? Я бы сказал, что не стоит ставить телегу впереди лошади: сперва следует все-таки заняться превращением "населения" в полноценный народ и далее — в политическую нацию. С появлением нации об идее думать уже не придется, нация сама ее сформирует. Проще говоря, главной национальной идеей России, мне кажется, на текущий момент должна стать идея рождения нации как таковой. Вне этого даже самую прекрасную идею будет просто не к чему прилагать. Даже, принятая на себя какой-то частью — классом, кластером — российского общества, она останется идеей лишь класса/кластера. Не более того".

Для начала, чтобы реализовать какую-то идею, в нее нужно верить. Вырастить национальную идею в пробирке невозможно, тут нужна истинная страсть, убежденность, вера. Искусственно можно создать лишь пропагандистский манекен, показывать его по первым телевизионным каналам: вот, смотрите, у нас тоже есть идеология! Но всерьез рассчитывать на то, что люди пойдут за этим Франкенштейном — по меньшей мере наивно.

Искренность нужна. А подтверждением искренности являются, конечно, реальные поступки, их-то и нет.

Читайте также: Гейдар Джемаль: Кто болеет ксенофобией

Какой, в таком случае, должна быть идеология в России? По большому счету, нет особой нужды что-то изобретать. Любой социологический опрос показывает: наибольшей популярностью до сих пор пользуются идеи социализма. Как это ни парадоксально, но годы либеральной государственной политики лишь укрепили эти воззрения, обновили, ведь люди смогли на собственной шкуре сравнить социализм и капитализм. Причем сравнение оказалось не в пользу капитализма.

Что же до попыток "нарисовать" новую идеологию для народа, которые предпринимает власть, то они вызваны одним: неспособностью реализовать достаточно близкую и понятную массам социалистическую концепцию. Для того, чтобы воплотить эти принципы в жизнь, финансовой элите пришлось бы поступиться своими интересами, чего они, разумеется, делать не собираются.

На практике все последние годы (не только 90-е) реализуется политика абсолютного либерализма. Это осуществляется, как правило, без лишней шумихи, но если проанализировать все реформы, касающиеся социальной сферы, которая последовательно срезается, если обратить внимание на вторую волну приватизации, на то, что многие важнейшие сферы, такие как наука, гибнут под неумолимым катком "эффективной модернизации" — становится очевидно, что на таком фоне говорить о социализме по меньшей мере странно. Изобрести же какую-то другую "национальную идею" для россиян практически невозможно: либеральные ценности так и не смогли укорениться на нашей почве, а других вразумительных альтернатив и нет, собственно говоря.

Читайте также: Диалектика вражды, или В бой идут "замкадыши"

Вероятнее всего, что в администрации президента пытаются найти какой-то компромиссный вариант, который смог бы и массы заинтерсовать, и в то же время — обойти все подводные камни. Однако этот вариант представляется маловероятным: поверхностные, локальные идеи увлечь всерьез никого не смогут, а глобальные идеи — требуют и глобальных преобразований. Вот когда власть в России будет готова пойти на такие перемены, тогда и идея появится.

Есть, впрочем, и другой вариант — что она появится в неподконтрольном Кремлю поле, и сумеет сконцентрироваться в качестве оппонирующей идеологии. Этот не самый благоприятный для власти сценарий, она может, конечно, предупредить и опередить — но для этого нужно работать на опережение не в теоретической и медийной сфере, а прежде всего в области позитивных перемен на практическом уровне.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить