Лепс стал пешкой в большой игре

Ситуация с обвинениями США в адрес певца Григория Лепса продолжает развиваться. Дошло до того, что в защиту артиста выступили американские граждане, уже составлена петиция. Однако что стоит за всей этой возней, не совсем понятно. Свою версию ситуации вокруг певца дает экс-продюсер Лепса Евгений Кобылянский, который побывал в видеостудии "Правды.Ру".

— Евгений, вы долгое время работали с Григорием Лепсом, расскажите о вашем сотрудничестве.

— Наше сотрудничество и дружба продолжались примерно лет 12. В 92-м мы познакомились, пристреливались, пристреливались и в 95-м выпустили альбом. И пошло-поехало, вплоть до 2006-го года. Все хорошее, звездное было создано тогда. Прекрасные годы, замечательные песни, всенародная любовь.

Но я позволю себе сейчас резко перейти к инциденту вокруг Лепса. Объясню, почему так резко. Потому что в последнее время я бесконечно даю комментарии на эту тему. Я внимательно проанализировал отечественную прессу, еще более внимательно прессу американскую. Григорий, Гриша — артист всенародно любимый, люди любят его творчество совершенно заслужено, он талантливый человек. Мне непонятно только вот что. В американской прессе этому уделено мизерное внимание, то есть сказано просто в числе прочего, где-то проскочило в новостных лентах, что по представлению минфина США Лепс включен в некий список, обозначенный в качестве преступной группировки.

— Простите, вас перебью. Не хочу никого обидеть, но Лепс в Америке не сенатор, поэтому американские СМИ и не заостряют внимание на его персоне.

— Это не обида, СМИ не заостряют вообще на этом внимание, для них Россия — это большой, далекий анклав, достаточно проблемный, которому они не уделяют большого места в своей прессе. В частности, в отечественной прессе уделяется Штатам гораздо больше внимания и, на мой взгляд, совершенно напрасно. Есть какие-то межгосударственные вещи, которые совершенно достойны, нормально разруливаются и МИДом России, и правительством России. И вовсе это не повод для истерии в СМИ. Мне лично неприятно, что раздута истерия вокруг этого, которая в результате сказывается на том, что обласканный любовью миллионов слушателей артист сейчас испытывает некое психологическое давление. Он дает концерты, он выкладывается на них так же, как и всегда, работает с полной самоотдачей, но при этом он испытывает определенное давление психологическое, выходя на сцену, и это, безусловно, сказывается на его творческом состоянии и артистическом потенциале.

Считаю, что складывается совершенно недопустимая ситуация. Это наш артист, российский, которого мы все любим, возьмите и проявите, наоборот, толерантность, — поменьше истерии.

— Григорий Лепс сейчас в Сибири, насколько я знаю.

— Да, в глубокой Сибири, Дальний Восток. Никто никого, во-первых, не арестовывал. Во-вторых, данное представление не является обвинением, оно не основывается на каких-то базовых доказательствах. Сегодня я даже прочел такую информацию, что во время одного из своих интервью Григорий Лепс не лестно описал жизнь в Америке, в том числе, сказал, что он бы не хотел там жить. Но минуточку. Он человек со своими представлениями о жизни, сформировавшаяся, устоявшаяся личность. Почему он не может высказать свою точку зрения?

— Но с другой стороны, для СМИ — это сенсация, известный человек, как вы совершенно справедливо говорите, его слушают миллионы… и вдруг Америка заявила, а Лепс и его коллеги стали говорить, что обвинения — полный бред, такого быть не может. Почему же именно он?

— Вся ситуация притянута за уши. И все его высказывания, если они были, уверен, абсолютно ничего порочащего для Америки не содержали. Я думаю, что здесь другая история. Такое часто бывает с артистами, с людьми искусства, ведь под это попадали и кинозвезды, и театральные актеры, это касается большой-большой игры, в которой, условно, спецслужбам США нужно потянуть некие ниточки, по средствам которых они увидят чьи-то уши, и они знают, чьи уши им нужны.

Это какая-то большая игра спецслужб, игра дипломатических служб в том числе. И в таких историях артисты часто попадают в качестве неких связующих элементов, сами того не подозревая. Конечно, я не имею права утверждать на сто процентов, но скорее всего, я могу доверять своему аналитическому уму, подобное произошло и с Гришей.

Поясню, о чем я. Все артисты, вы все прекрасно знаете, все без исключения артисты выступают везде, где им платят, есть такая поговорка, которую частенько я произносил со сцены "с тех пор, как финикийцы придумали деньги — артисты в аплодисментах не нуждаются", "деньги в кассу — культуру в массу". Цинично, но факт.

Артисты выступают везде, их, в частности, приглашают выступать на дни рождения. И я не видел, чтобы артист, приехав на день рождения к какому-то богатому человеку, который пригласил его, с порога спросил, "чем вы занимаетесь в жизни, можно посмотреть вашу трудовую книжку?".

Мы можем приехать на концерт как к высокопоставленному генералу, к большому правительственному чиновнику, так и к криминальному авторитету. При этом и тот и другой по отношению к людям искусства будут вести себя достойно, с пиететом и уважением. Скажите, как мы должны к этому относиться? Естественно, с чувством благодарности и уважением. Правильно?

Люди делятся на лицеприятных и нелицеприятных. Если человек лицеприятен, мы выступаем, мы благодарим его за приглашение, мы с удовольствием прячем ближе к сердцу конверт с наличностью, такова психология любого артиста, это совершенно нормально.

Но предположим, что какая-то организация, какая-то спецслужба отслеживает того или иного человека, это может быть не обязательно вор в законе, это может быть министр или еще кто-нибудь, олигарх большой, не важно, он зачем-то понадобился и его отслеживают. И вдруг видят, о, артист, как здорово, а ну-ка, о чем они там шепчутся, разговаривают и так далее. И вот это — "о чем они там шепчутся, разговаривают", может послужить веревочкой, за которую дергают артиста, который совершенно не находится внутри ситуации, но дергают за эту веревочку, потому что через него можно дернуть еще за кого-то и дальше начинается цепная реакция.

Поэтому мне думается, что, скорее всего, Гриша попал, что называется, за компанию. И попал за компанию именно, как связующее звено, через которое можно еще потянуть и кого-то достать. Каков может быть результат? Гриша не поедет в Америку в течение какого-то количества лет, а может быть вообще.

— Кобзон 18 лет не ездил, если не ошибаюсь.

— Да, и ничего страшного. Что-нибудь изменилось в жизни Иосифа Давыдовича в худшую сторону?

— Я не знаю.

— А я вот знаю. Мы общаемся, занимаемся совместно и благотворительной деятельностью. Ничего плохо от этого в жизни Кобзона не произошло. Да, безусловно, есть соотечественники и друзья есть, с которыми хочется повидаться. Значит, приходится ограничиваться общением в скайпе.

Но, повторюсь еще раз, я был бы глубоко опечален, как товарищ, как музыкант, как создатель проекта в его основе, я был бы глубоко опечален, если бы это повлияло на публичные выступления Гриши в России.

— У наших читателей и зрителей есть возможность задать вам вопросы в комментариях к этому эфиру на наших страницах в соцсетях Вконтакте и Facebook. Сейчас вы говорили довольно абстрактно, хочется спросить напрямую, те фамилии, которые фигурируют в СМИ, преступный синдикат Братский круг, вы слышали когда-нибудь эти фамилии?

— Некоторые слышал.

— А в каком контексте, где?

— Вот хотите удивиться? В хорошем контексте. Не всех я знаю из этого списка, но с одним из перечисленных граждан Российской Федерации я знаком лично. Мы, правда, не виделись много лет, потому что географически в разных местах находимся, но я могу сказать, что у меня остались положительные впечатления от общения с ним. Он абсолютно нормальный, адекватный человек.

Повторюсь еще раз, будучи творцом, музыкантом, даже, когда с некоторыми из вышеперечисленных мы находились на каких-то, будем говорить так, званных ужинах, у меня есть, например, для себя непреложное правило: я попадаю в некий, не свой круг общения, когда люди разговаривают о каких-то своих делах, то я встаю и ухожу. И даже, когда мне говорят: "Женя, ну ты уже наш, свой" — не ваш и не свой. Встаю и выхожу. По той простой причине, что я понимаю, что это какая-то другая жизнь, которая меня не касается.

И я не имею права впускать в себя ту информацию, которая не имеет ко мне никакого отношения. У меня такое к этому отношение, у других другое. Поэтому та часть общения, которая была связана, например, с одним из вышеперечисленных персонажей, она носила абсолютно позитивный характер. Мы летали вместе на гастроли, человек там занимался бизнес-перевозками. И яне знаю, что находится за этими бизнес-перевозками.

— Получается, что именно эти фамилии в контексте Лепса указаны не просто так?

— Нет, безусловно, Гриша кого-то из них знает, с кем-то из них знаком. Пару человек и я обнаружил знакомых. Но это не говорит о том, что я, например, владею информацией, чем эти люди на самом деле занимаются. Вот спецслужбы, разведуправление или финансовое управление США осведомлены более, да.

В том числе, я обратил внимание на реакцию пресс-секретаря главы Российского государства, господина Пескова, из которой явствовало, что мы будем пристально отслеживать эту ситуацию, поскольку Григорий Викторович Лепсвиридзе гражданин Российской Федерации, то мы, естественно, не дадим его в обиду и так далее. На мой взгляд, это тоже перегиб.

— Почему вы считаете это высказывание перегибом?

— Абсолютный перегиб, конечно. Потому что на сегодняшний день никто не предъявлял каких-то обвинений или еще чего-то. Да, закрыли въезд. Что значит санкции? Это же не санкция на арест. Здесь скорее должны взаимодействовать спецслужбы и разбираться: он вообще при делах или не при делах, так по-русски. Пресс-секретарь озвучил, что мы наблюдаем, неужели в нашей огромной, многомиллионной России больше незачем наблюдать?

Право дело, в нынешней ситуации, по меньшей мере, легкомысленно. Такое заявил пресс-секретарь главы государства, и дальше началось опять бу-бу-бу, наверное, там действительно что-то очень серьезное раз уж до такого уровня, наверное, он что-то знает…

Сегодня цивилизованный мир. Гриша достойнейшим образом занимается своим профессиональным делом, доказывая это каждым своим выступлением, каждой своей записью в студии, ну зачем, спрашивается, делать кич из того, что не имеет отношения к его творчеству. Поговорите о его песнях, его выступлениях, его планах творческих на будущее.

— Вот как раз о творчестве. Спрашивают зрители вас, они у нас бывают порой очень резкие, читаю дословно: "Очередной пиар, прям Кобзон 2, мало ли с кем на гастролях пересекаются артисты. Бывшему хозяину черкизона Джей Ло на днюху прилетала и что, надо ее, наверное, обвинить в связях со страшной русской мафией"…

— Это лишь подтверждает мои слова: приезжая на какую-то вечеринку, никогда в жизни, ни один артист не спросит: "Скажите, а вы законопослушный гражданин или вы все-таки вор в законе? Покажите вашу трудовую книжку". Артисту платят за то, что он делает свою профессиональную работу, выходит на сцену, доставляет радость своим творчеством.

В ситуации с Кобзоном, Госдума Российской Федерации, поскольку Иосиф Кобзон депутат Государственной думы Российской Федерации, вдруг подала ноту протеста. Я вспомнил песню Владимира Семеновича Высоцкого с такими словами "Мы про взрывы, про пожары сочиняли ноту ТАСС, а тут примчались санитары и зафиксировали нас".

В данном случае выступил пресс-секретарь Президента. Я думаю, что пока не произошло чего-то сверх неоднозначного, нагнетать ситуацию глупо совершенно. Например, я недавно смотрел по одному из телеканалов документальный фильм, в котором был акцент сделан на том, что Фрэнк Синатра был примечаем итальянским кланом в Нью-Йорке…

— После новости о Лепсе первый, с кем его сравнили, это Фрэнк Синатра.

— Но, друзья мои, давайте подумаем о другом. Фрэнка Синатру весь мир любит и обожает не просто как артиста, а еще как символ американской эстрады, икону американских эстрадных подмостков. И мало кому в голову взбредет, слушая один из дисков Фрэнка Синатры, думать о том, что он — мафиози, гангстер.

Но я, например, знаю, хорошо изучив историю, и более того, общаясь с его современниками, с кем он был дружен, они много о нем мне рассказывали приватно, я могу сказать следующее: Фрэнк Синатра, несмотря на то, что он действительно общался с людьми, которые были по ту сторону закона Соединенных Штатов Америки, дал дорогу в жизнь и помог своими связями на разных уровнях очень многим талантливейшим, классным артистам, которые стали мировыми эстрадными звездами и звездам кинематографа американского. Почему об этом нам не подумать?

— По вашей логике получается, что связь с преступным миром иногда оправдывается и помогает пробить дорогу в жизни?

Знаете, что оправдывает? Восхождение на Олимп всегда связано с огромными деньгами, и талант нигде, ни в одной стране, там, где балом правит капитал, не может пробиться без большой финансовой поддержки.

— Совершенно верно.

— Когда пробивался Фрэнк Синатра в Америке еще не был сформирован такой цивилизованный институт шоу-бизнеса, цивилизованный институт продюсирования, и не было распределено кто и что вкладывает в артиста, где вкладываются рекординговые компании, где рекламные агентства и так далее. Сегодня эта область давным-давно декриминализирована. Мы отстаем от этой ситуации примерно лет на 30 и поэтому мы все еще плетемся в хвосте паровоза, не имея, например, цивилизованных профессиональных определений профессий.

Я над этим работаю, чтобы вернуть профессиональный статус эстраде, чтобы там, где дело касается публичности, пели истинно достойные, высокого класса певцы, артисты. И, слава богу, в моем послужном списке тех, с кем я имел честь работать в качестве музыканта, продюсера, композитора, люди, одаренные — шикарными голосами, умением играть на музыкальных инструментах… Слава богу, в моей биографии создателя посредственности и серости, которыми часто бывает заполнен эфир, не было. Российский слушатель достоин. И мы, люди, которые создают, должны любить публику.

— Кстати, о вашей работе. Вас представляют как продюсера, но с оговоркой "бывший". Почему вы расстались с Лепсом?

— Это творческие разногласия.

— Не деньги ли тому виной?

— Нет, нет, нет. Многие пытаются найти в этом какой-то камень преткновения, якобы мы чего-то не поделили. Я вообще к подобным вещам отношусь по-другому абсолютно.

У наших людей есть одно непонимание, у нас почему-то взаимоотношения артист-продюсер люди сначала понимают, как чуть ли не семья. Благо мы однополые, поэтому речи о семье нет, мы не во Франции, слава богу, а дальше получается следующее: они семья, они живут душа в душу, а потом расходятся и бьют посуду, чтоб вся страна содрогнулась.

Да с кого-то рожна, люди? Мы же художники, творцы, мы прошли вместе огромный и, бывало, очень тяжелый путь. И мы и ссорились во время этого пути, что скрывать. Что тут такого? Но всегда было связующее, главное — наше творчество.

Наступил определенный этап, тогда я действительно выстрадал проект, который назывался "Парус" в Кремле. Был успех. Спустя год, когда мы уже пожинали плоды, начались гастроли, наступила банальная совершенно ситуация, поскольку на мне была огромная нагрузка, я был выжат, как лимон, творчески. Физически я выскакивал на сцену и творил те же чудеса, вкладывая душу в каждую сыгранную ноту вместе с Гришей. В отличие от многих людей, называющих себя продюсерами и не владеющих элементарной музыкальной грамотой, я мультиинструменталист, который свободно владеет инструментами и выступает на сцене, помимо своей композиторской работы.

После "Паруса" наступил момент, когда я был опустошен. Более того, создавая программу изнутри, всю начинку программы "Парус": и звуковую, и аранжировку, и режиссерскую, я понимал, что следующее, что должно произойти в художественном смысле, по глубине воздействия должно быть ступенькой вверх.

А эта ступенька вверх, это все равно, что после концерта Pink Floyd Fools создать что-то следующее. Это очень трудно, порой такие вещи происходят не раньше, чем через 2-3 года. У Гриши было с точностью да наоборот. Нахлынувший успех его вдохновил, и он говорил — давай еще, давай больше песен, больше записей.

Я слушал новые песни, но у меня не возникало ощущения целостности. А он не понимал, о чем я говорю — о концепции, о чем-то глобальном. Он не понимал, почему я, что называется, торможу. У него было ощущение, что я просто не хочу никуда двигаться. А на самом деле мне нужно было время сконцентрироваться, генерировать поток идей разрозненных, которые, наконец, собрались бы в большой шар. И после "Паруса" я сделал бы что-то такое же концептуальное. Потому что наш проект совместного творчества и жизнедеятельности, это был такой апологет концептуального творчества.

— Но расстались друзьями, все-таки?

— Не набор песенок, да.

— А вы звонили после того, как увидели новости?

— Нет, пока не звонил. Объясню почему. Потому что я тоже живу в самолетах, и у нас не было сейчас возможности поговорить. Более того, я понимаю, что ему сейчас обсуждение этой темы будет скорее мешать, чем помогать. Он прекрасно знает, что понадобится помощь моя, поддержка — мои двери всегда открыты. Гриша, помимо всего прочего, еще и крестный отец одного из моих сыновей, а эти связи формируются явно не на Земле.

— Считается, что такие связи не рвутся.

— Между нами нет какой-то вражды. Просто мы действительно разъехались, разбежались. Я работаю в Европе, он — в России, я двигаюсь в одном творческом направлении, Гриша — в другом. Если же в какой-то момент он почувствует тягу к творчеству, он может снять трубку, позвонить мне и сказать: "Жека, давай посидим, пофантазируем" — я буду с инструментом ровно через 5 минут. Он это прекрасно знает.

И не надо лишний раз будоражить ситуацию вопросом: "Почему вы разошлись?". Нет сенсации, я не впервые говорю, что ребята — это творческое состояние. Были моменты, когда расходились такие великие люди, мировые величины разбегались в разные стороны и все. Помните, почему группа Led zeppelin прекратила существование?

— Я — не фанат.

— А я помню хорошо, ушел из жизни Джон Бонэм, барабанщик, одно звено выпало — все расклеилось. И Пол Маккартни покинул Beatles тоже не лучшим образом. Хотя и у него, и у трех оставшихся членов квартета были свои мотивации.

А другой пример, например, более близкая мне по музыке, группа Genesis, любимейшая моя группа, ведь Фил Колинз, оставшийся единственным вокалистом в команде, когда их состав с 5 человек сократился до трех в 78-м году, спустя 3 года начал сольную карьеру. И вместе с тем, его сольная карьера продолжалась параллельно с его успешнейшей игрой и вокалом в группе Genesis. Это была немножко разная музыка, песни Фила Колинза одна история, композиции Genesis такие монументальные, большие, громоздкие — другая история. В этот же период, гитарист Genesis Майк Резерфорд выпускал прекрасный альбом со своим проектом Mike & the Mechanics, да, где пел Пол Янг, пел и играл на клавишных Пол Керрак. Плюс к этому Тони Бэнкс, вроде бы малозаметная фигура, но это она отсюда, из России малозаметная, а на самом деле она яркая. И Тони Бэнкс выпускал отличные сольные альбомы, в течение всего звездного периода жизнедеятельности Genesis. Это не мешало им быть вместе и каждому развиваться параллельно, заниматься чем-то своим.

И не надо думать, что раз артист с продюсером вместе, один пишет для другого песни, то все, все остальные для общения закрыты. Чушь собачья. Надо любить музыку. Я человек влюбленный в творчество. Я обожаю сам процесс музицирования и не могу себя ограничивать. Поэтому сегодня я вожусь с молодыми артистами, пишу музыку для кино, занимаюсь экспериментами в области объемного звука и психо-акустических эффектов. Когда Гриша позвонит и скажет "ну что, давай что-нибудь пофантазируем" — мы посидим и пофантазируем. Вот и все. И никаких трагедий нет.

— У нас зрители оказались более приземленными, спрашивают, напоследок не могу не зачитать. Это обращение не к вам даже, а к самому Григорию Лепсу: "Держись, брат, теперь ты ответишь за Сноудена".

— Молодцы, пять с плюсом просто. Ну, то, что держись, брат, хорошо. Это означает, что люди любят артиста и поддерживают его. Все остальное не имеет никакого значения. Согласитесь.

Гриша гражданин России и граждане России пишут, говорят "держись, братец, мы с тобой, все нормально, все клёво" — это самое драгоценное, что можно получить в свой адрес.

Хорошая ремарка насчет Сноудена, потому что с точки зрения дипломатических войн, естественно, чем-то надо крыть эту карту. Говоря о Сноудене, это вообще такой крутой козырной туз у нас в колоде. Потому что он угнездился на территории нашей страны, ожидая, когда Эквадор, или какая из Латиноамериканских стран, не симпатизирующих Америке, ему предоставит политическое убежище. Он, тем не менее, отсюда, так сказать, с временно арендованного полигона делает успешные вбросы, раз туда, раз сюда, — и вас прослушали, и вас прослушали, и вас.

Единственное, чего мне не хочется, чтобы всенародно любимый артист Григорий Лепс был бы винтиком в механизме "нашли чего-нибудь". Можно с кем-нибудь другим это найти, не надо для этого использовать имя артиста, который заслуженно любим миллионами слушателей.

— Будем надеяться, спасибо за беседу.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Обсудить