Лариса Латынина: Думать о победе запрещено!

Лариса Латынина — легендарная личность. До 2012 года никто не мог побить ее рекорд. Она завоевала самую большую в мире коллекцию олимпийских медалей. В ее копилке — 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых. Спортивная гимнастка Лариса Латынина рассказала не только о формуле своего успеха в беседе с главным редактором "Правды.Ру" Инной Новиковой.

— Лариса Семеновна, вы на одном из правительственных приемов в присутствии Никиты Сергеевича Хрущева сказали: "Мы так хотели победить, что боялись, что если мы проиграем, то все поля засеют кукурузой". Это такой юмор был или действительно считали, что если вы проиграете, то будут какие-то санкции?

— Понимаете, мы как-то об этом не думали. Когда приехали в Мельбурн на Олимпийские игры, мы готовились показать все, что мы умеем, считали, что умеем уже много и хорошо. До Олимпиады мы на многих международных соревнованиях выступали, побеждали, и поэтому конечно готовились побеждать.

— Вы тогда чувствовали, что уровень наших спортсменов выше, чем уровень соперников?

— Сказать, что у нас было такое шапкозакидательство — нет. Потому что были у нас очень серьезные противники — это и венгерская команда, и из ГДР очень сильная команда, и из Чехословакии, так что соревноваться надо было очень серьезно, и просто так выиграть не удалось бы. Надо было собраться и сделать все на лучшем уровне.

— А что нужно для победы? Спокойствие или очень большое желание победить?

— Когда я выходила на соревнования, у меня никогда не было желания победить. Я была еще относительно юной на чемпионате мира 1954 года. На следующий год будет ровно 60 лет, как мы — Советский Союз впервые выехали на чемпионат мира по гимнастике командой. И вот там Софья Муратова, которая была самой сильной в нашей команде и, считалось, что она должна победить, она на прыжке приземлилась неудачно, выбила локоть и выбыла из соревнований. Тогда у нас, у молодых, сразу появилась мысль, может быть, и мы сможем победить. И как только вот эта мысль, что, может быть, и я смогу, в голове проскользнула, так я тут же сорвалась с брусьев. Моя подружка, ровесница — Тамара Манина, видно, у нее тоже такая мыслишка появилась, она тут же "проскочила" на бревне. И это я запомнила на всю свою жизнь: раньше времени не думай о том, что ты хочешь победить. И мой тренер -- Александр Семенович Мишаков, я всегда благодарна ему, он всегда мне говорил: "Не думай о победе! Думай о том, что ты умеешь, и как ты умеешь. Постарайся сосредоточиться на том, что ты должна сделать, и как ты должна сделать. Это — самое главное. Если кто-то сделает лучше тебя — будем работать больше для того, чтобы победить того, кто тебя обыграл".

— Лариса Семеновна, говорить легко, а вот как выйти перед судьями, перед зрителями, и не думать о том, что ты хочешь победить?

— Я выходила на помост и сосредотачивалась только на том, что я делала. И поэтому я никогда не видела тех, кто сидит на трибунах или ходит вокруг помоста. Я никогда не видела, как вспыхивают вспышки фотоаппаратов. Никогда не видела и не слышала — кто и что крикнул… На самых ответственных соревнованиях для меня был только помост, снаряд и я. Все. Помню, были не очень ответственные соревнования — первенство института. Казалось бы, я уже олимпийская чемпионка, на первенстве института мне равных нет. Хожу по бревну, делаю упражнения на бревне, и я слышу, как на балконе кто-то из студентов слушает, как идет футбольный матч на стадионе, и я тут же падаю с бревна. Я не настолько была сосредоточена на том, что я делаю. Я видела, слышала — поэтому и неудачи.

— Вы так легко об этом говорите, я же помню из моего детства ваши выступления. Это такая скорость, это такой ритм — просто страшно смотреть, а если еще куда-то мимо упасть, инвалидом, наверно, можно остаться.

— Вы знаете, всякое бывает, и все зависит от того, как падаешь и куда падаешь. Нас этому учили. Благодаря гимнастике я, когда падаю, всегда думаю, хорошо, что меня научили падать. Потому что, как бы я ни падала, я всегда голову беру на себя. Падаешь — никогда не откидывай голову. Надо обязательно очень собранной падать.

— Это — полезная информация. Это же тоже наука. А еще читала где-то, что вы не любили тренироваться, вы любили выступать.

— Не, нет. Я любила тренироваться. Меня иногда обвиняли, что я мало тренируюсь, но я действительно меньше тренировалась, чем все остальные, зато я каждый подход делала с огромной отдачей, и эмоциональной, и физической.

— А, почему обвиняли? Вы должны были сами понимать, сколько вам нужно?

— Я считала, что мне два достаточно. Вольные упражнения я больше двух раз никогда не делала. И, вместе с тем, были такие гимнастки, которые делали по 5, по 6 раз вольные упражнения. А ведь в вольных упражнениях очень много акробатических элементов, это такая нагрузка на суставы, на связки — столько раз повторять одно и то же, и с такой нагрузкой, поэтому очень у многих из них потом и полетели мениски, полетели ахилловы сухожилия, потому что человеческий организм не железный — он тоже изнашивается.

— Вы внесли в спортивную гимнастику элементы танца, артистизма, грации. Я понимаю, что это ваше личное. Вообще, странно, что вы пошли в спортивную гимнастику, а не стали заниматься танцами, балетом…

— Так я же с этого начинала. До гимнастики я год ходила в хореографическую студию при Доме народного творчества в городе Херсоне. У нас был прекрасный преподаватель — Николай Васильевич Стессо — я до сих пор помню его. Он говорил, что он танцевал в Мариинском театре. Не знаю, правда это была или нет, но он нам говорил. И он с нами, с маленькими девчоночками, нам было по 10 лет, занимался, как в настоящей хореографической школе. Это был и станок, он нам давал задания — мы всевозможные маленькие сценки разыгрывали. И этот год занятий — он меня окунул в этот мир балета до такой степени, что я считала, что я буду только балериной. Это была студия при Доме народного творчества, которую наш тренер организовал. Я была маленькая, поэтому толком ничего этого не понимала, знаю только, что родители за наши занятия вносили плату. И потом, спустя год, оказалось, что на то помещение, которое он, арендовал, ему этих денег оказалось недостаточно. В общем, эта студия у нас закрылась, а больше ничего хореографического в городе Херсоне не было.

Читайте также: НА УКРАИНЕ ПОЯВИЛАСЬ СОБСТВЕННАЯ АЛЛЕЯ ЗВЕЗД

— И как вы тогда в детстве пережили такой грустный момент?

— Это была для меня такая катастрофа, я в школе не находила себе места, и потом вдруг я увидела, у нас стеклянная дверь была в спортивный зал, там девочки занимались гимнастикой и делали вольные упражнения под музыку. Мне показалось, что это очень напоминает балет. И я тогда нашего преподавателя физкультуры — Михаила Афанасьевича Сотниченко — попросила взять к себе на занятия. Он меня спросил, в каком классе я учусь, я ему говорю, что заканчиваю четвертый класс — он говорит, когда перейдешь в пятый класс, тогда будешь заниматься вместе с девочками. И вот я с таким нетерпением ждала момента, когда с 1 сентября в пятом классе я начну заниматься гимнастикой. С радостью я начала заниматься, и уже через 3 месяца выступала на детских соревнованиях по третьему разряду и первое место заняла в городе Херсоне.

— Но это же уже были победы. Неизвестно, что важнее, первая победа или взрослые победы.

— Для меня это было такое счастье, что когда я получила этот значок третьего разряда, я была в такой легонькой креп-жоржетовой кофточке, а значок этот был большой и на винте, я тут же проделала дырку в этой кофточке. Привинтила этот значок, и с гордостью я его носила. Мне было 12 лет. Но сейчас в 12 лет у нас уже кандидаты в мастера спорта в гимнастике. Они уже выступают на юношеских чемпионатах Европы. Через 4 года — в 16 лет — выполнила ному мастера спорта — я стала первым мастером спорта в городе Херсоне. Сейчас дети, которые в 4- 5 лет начинают заниматься общеразвивающей гимнастикой, а специализированно готовиться начинают уже где-то в 8 лет, то через 4, через 5 лет они уже становятся мастерами.

— Дети, которые рано начинают заниматься спортом, они выбирают спорт в качестве профессии? Они не могут сначала позаниматься спортом, а потом пойти в политехнический институт?

— Могут. Бывает и так, родители привели в секцию, а ребенку потом это просто не нравится. Он уходит. Ну и что? Все равно, то, что в него заложили, оно сослужит свою добрую службу в жизни.

— Скажите, Лариса Семеновна, по вашим ощущениям, сейчас больше спорта, или раньше стало? Потому что понятно, что технология подготовки спортсменов сейчас на уровне, а я имею в виду массовость: девочка захотела попасть в спортивную секцию, подошла к учителю, записалась и пошла заниматься спортом.

— Я вам хочу сказать, что мы очень много потеряли в период перестройки. Мы потеряли кадры тренерские — открылась граница и люди поняли, что за то, что они умеют и делают, они могут там получать гораздо больше, чем у нас. И они это и сделали. И неудивительно, что сейчас по всему миру работают наши тренеры или уже дети этих тренеров.

— Наши тренеры лучше учат?

— Они учили лучше, была прекрасная школа, у нас были прекрасные специалисты, и у нас было очень много детских спортивных школ. А вот когда все тренеры стали разъезжаться, работать стало некому, стали закрываться школы, стали закрываться секции в клубах — в Динамо, в ЦСК, в Профсоюзах. Все это исчезло, и сейчас неудивительно, что если раньше на чемпионат Советского Союза приезжало 150 человек, то сейчас на первенство России выступают, дай Бог, 24 человека. Это же выбирать не из кого. Вот это страшно. И мне кажется, что сейчас, в последние годы, Федерация гимнастики стала очень серьезно обращать внимание на развитие детских спортивных школ. Ведь сейчас спорт достиг таких высот, что просто, грубо говоря, на каких-то допотопных снарядах какого-то выдающегося результата не достигнешь. Нужно совершенствовать свое мастерство на том, на чем весь мир работает. А покрытие другое, и поролоновые ямы нужно строить, и в этих поролоновых ямах нужно встраивать батуты, и всевозможные приспособления, и залы должны быть оборудованы видеокамерами. Все нужно, а все это стоит очень больших денег.

— А какие сейчас есть примеры, того, что пусть небольшие, но все-таки сдвиги в лучшую сторону происходят?

— Я два года тому назад была приглашена к Аману Тулееву, и он рассказал о том, что делается у них. Они возродили вот это все. Самое главное — они возродили даже пятнадцатиминутные физзарядки на производстве — то, что у нас одно время было в Советском Союзе, и было полезно.

— Лариса Семеновна, а почему вы после блистательной карьеры, после того, как вы были тренером сборной Советского Союза по гимнастике — почему вы потом не уехали? Вы ведь могли зарабатывать огромные деньги. Почему вы остались?

— У меня никогда не было желания куда-то уехать надолго. Потому что, как только мы куда-то ездили — на соревнования, на показательные выступления, две недели — еще ничего, а когда 20 дней — меня уже это тяготит, я уже рвусь домой. Меня уже ничего не радует — то, что я там вижу. Я хочу домой.

— Вы просто познали ностальгию в раннем таком возрасте.

— Да. И поэтому после того, как я ушла из гимнастики, я 10 лет работала со сборной командой Советского Союза.

— Вы воспитали преемников.

— Я руководила — они выиграли три олимпиады. Девочки завоевали 10 золотых олимпийских медалей, так что мои 9 и их 10. Как я иногда говорю, приложила руку и к этим. Так что, если у Фелпса 18, то у меня 19 наград. Фелпс пусть еще поработает. Потом, самое главное, что после того, как я 10 лет проработала со сборной командой, я потом 4 года проработала в оргкомитете Олимпиады — 80. Работала в Дирекции проведения на олимпийских играх в гимнастике. После этого я еще 10 лет работала со сборной командой Москвы. Так что трудового стажа после гимнастики у меня еще достаточно.

— Потом вы поняли, что просто хотите другим заниматься?

— Когда я уходила из сборной Москвы, я уже была в пенсионном возрасте. В сборной Москвы была сложная ситуация, потому что председатель Спорткомитета Ковалев, меня вызвал и говорит, Лариса Семеновна, как вы своим авторитетом не можете подействовать на тренеров, которые разъезжаются. В период перестройки. Вы бы могли сказать им, что вы — патриоты, сыграть на чувствах патриотизма. На что я ему сказала, что, вы знаете, мы сейчас уже живем немножко в другое время, и я давить на людей, если им кто-то предлагает большую зарплату, чем они получат у нас здесь, не могу, извините.

Тренеры стали разъезжаться. Школы стали закрываться, и я как старший тренер Москвы жутко переживала, нервничала, и мне супруг сказал: "Милая, ты столько отдала своего здоровья, нервов спорту, хватит! Поживи хоть немного в более спокойной обстановке". Но тут меня Тамара Пресс уговорила перейти в благотворительный фонд "Физкультура и здоровье". И вот я там 4 года еще поработала, но как я тогда говорила, я работала попрошайкой. Потому что мы как только где-то появлялись, на каком-то приеме, меня приглашали как олимпийскую чемпионку, и я уже не чувствовала себя, как сейчас говорят, звездой от спорта, а я ходила между столами и искала, с кем бы можно было договориться, чтобы нашему фонду кто-нибудь чего-нибудь подкинул.

И это было ужасно, это было унизительно. Я приходила домой и была в таком жутком состоянии, и мне мой супруг сказал, все, хватит! Тем более, что в это время как раз предложили — он был директором завода "Динамо" — ему предложили участок в Подмосковье. Он говорит, давай поедем, посмотрим. И мы начали строиться. Я переехала целиком и полностью за город, и когда шла стройка, я жила там в деревянном домике, никаких, естественно, заборов не было, никаких ни собак охранных не было, никого. Муж в Москве работает, а я наблюдаю за стройкой.

— А вы что-то в строительстве этом понимали?

— Я не понимала, но когда рабочие знают, что кто-то есть, кто смотрит, пьют они чай или работают, то, в общем-то, все-таки они работают чаще. Интересно, когда что-то делаешь, что вообще никогда не делал — другая жизнь, другая планета. В разное время у меня были разные хобби. Одно время я любила рисовать. И даже мой акварельный рисунок от школы, от нашего кружка ИЗО был послан в Киев, и я получила альбом и набор — маленькие тюбики масляных красочек. Потом, когда я увлеклась гимнастикой, куда-то все это пропало. И я все думала, что с возрастом у меня это желание рисовать проснется. К сожалению нет. И я счастлива, что моя дочка сейчас рисует.

У нее такие и натюрморты, и пейзажи. Сейчас она берет уроки портрета, и даже брала уроки скульптуры. И она мне рассказывала, мама, ты знаешь, когда я начинаю работать с глиной, я получаю даже больше удовольствия, чем когда я рисую, потому что когда под моими руками что-то появляется — это такое счастье. И я, глядя на нее, слушая ее рассказы, я получаю неимоверное удовольствие, и считаю, что не раскрылось во мне в свое время, может быть, сейчас раскрывается в ней. Она, когда приезжает ко мне в гости, сразу берет холст, идет куда-то и сразу, мама, меня никто не трогайте. И я, когда думаю порисовать немножко, задаюсь сразу вопросом, интересно, а кто же будет готовить? У меня же масса дел по дому.

— Мы же выбираем всегда приоритеты. Человек всегда находит время для всего, что ему действительно хочется сделать.

— Не знаю. Пока вот во мне эта детская моя страсть не заговорила. А вы знаете, еще я люблю петь. Я даже замахнулась на Гершвина — пела под его аккомпанемент. Но потом мне больше нравились романсы. "Не уезжай ты, мой голубчик", романсы из фильма "Жестокий романс". Мой любимый романс их "Бесприданницы", потом "Я ехала домой".

— Вы пели для слушателей?

— Сейчас-то в основном в дружеских своих компаниях. Меня на это дело сподвиг мой супруг. Юра в свое время, когда учился в Энергетическом институте, у них там был свой ансамбль. Потом, когда он уже закончил институт, этот ансамбль продолжал выступать. Они с этим ансамблем — "Искатели" — объездили БАМ, и они от ЦК Комсомола по всем стройкам ездили везде, пели. Они были победителями политической песни в Берлине, в Хельсинки, поэтому, когда он узнал о моей вот такой вот любви, он со мной даже заниматься стал.

— Не нервничал, что что-то у вас не получается?

— Я вначале просто смеялась. А он ругался. Но потом я была ему благодарна, потому что сейчас иногда мы вместе с ним поем. Но, хочу вспомнить вот о чем. На следующий год будет 60 лет, как наша страна впервые приняла участие в Чемпионате мира по спортивной гимнастике. Вы думаете, кто-то об этом вспомнит?

— Так надо вспомнить обязательно.

— А это кому-то надо? Тем, кто сейчас руководит современной сборной. И то, что первая абсолютная чемпионка мира — она еще жива, и она живет в Москве — Галина Шамрай. Тогда она, правда, была еще под фамилией своего первого мужа — Галина Рудько, она выиграла. От нашей страны она была первая абсолютная чемпионка мира. Я уже немножко завелась на эту тему, и я начну этот вопрос раскручивать. Я поставлю этот вопрос и перед Федерацией гимнастики.

Что самое удивительное, никто же в это дело не влезает, никому это не нужно. Даже моя приятельница, подружка, она комментирует гимнастику сейчас — Лидия Гавриловна Иванова — она мне говорит, ну что ты копаешься, что ты опять туда влезла? А мне это интересно. Я по натуре, может быть, какой-то архивариус. Мне очень интересно анализировать, какие оценки получали, как и что было — все сравнивать. И вот, я посмотрела, команда была — восемь человек. Из восьми человек мужской команды остался один единственный Альберт Азарян в Армении.

Все остальные уже ушли из жизни. В женской команде осталась Галя Шамрай, Тамара Манина и бывшая Лариса Дерий — нынешняя Лариса Латынина. Из восьми человек. Да, еще Галина Минавичева еще жива, она тогда была москвичка, но потом она вышла замуж, уехала в Грузию и сейчас она — Галина Шаробидзе. А тогда она была Минавичева. Вот из восьмерых у нас 4 человека, правда, еще была запасная — Тамара Жалеева, ей сейчас уже 82 года и она до сих пор в Федерации гимнастики, старается заниматься с ветеранами гимнастики. Она была запасной, но удивительно, что на том чемпионате и еще на олимпиаде в Мельбурне мы, помимо того, что работали на снарядах, у нас еще было групповое упражнение с предметом, как в художественной гимнастике. На чемпионате мира мы делали упражнение с обручем, а в Мельбурне мы делали упражнения с булавами. И вот когда у нас выбыла Соня Муратова, а нам нужно групповое упражнение с обручем делать, то в команду встала Тамара Жалеева. Так что это — девятый человек.

— На самом деле, нужно об этом говорить. Нужно обращать внимание. Чиновники спортивные — они все равно понимают. И сейчас, кстати, стало уделяться внимание и патриотическим вопросам, и воспитанию.

— Я очень благодарна Федерации гимнастики международной, что они сейчас возрождают ценность хореографических элементов в гимнастике — и вольных упражнениях, и в упражнениях на бревне — всевозможные прыжки, повороты — сейчас это тоже ценится.

— Удивительно… Ваши выступления — они очень гармоничные, красивые, и смотрятся с удовольствием. Наверно, все-таки, важнее, когда кажется, что это очень легко, и просто, красиво, чем когда ты просто смотришь и думаешь: "Боже, какой ужас!" Наверное, гимнастика — это все-таки красота. Лариса Семеновна, что вы бы хотели пожелать современным спортсменкам, которые сейчас идут на помост и которые гораздо младше, чем были вы, когда выступали?

— Мне бы хотелось пожелать всем, кто занимается спортом, чтобы они это делали с огромным удовольствием. И вот то удовольствие, с которым они занимаются, оно всегда передается тем, кто на них смотрит.

— Что из того, что вы делаете приносит вам сейчас радость?

— В моей жизни еще есть очень интересное дело. В городе Обнинске открыта детская спортивная школа по спортивной гимнастике, которая носит мое имя. Я была сначала очень растеряна и не знала, как к этому отнестись. Я поехала туда, посмотрела на этих ребят, на этих девчонок, на этих абсолютно молодых тренеров, с такими, знаете, горящими глазами, желающими что-то сделать, но залик у них маленький, оборудование жуткое.

Помещение, там, эти душевые, эти туалеты — вообще, страшно. И они говорят, Лариса Семеновна, понимаете, мы очень хотим что-то для школы сделать, но нас никто, нигде, никогда не слушает. И, может быть, если мы все вместе, вместе с вами — может, это нам поможет? И мы пошли, пошли к губернатору. Он нас поддержал. Вместе с нами приехал в Агентство физкультуры и спорта — в то время возглавлял Фетисов. Мы приехали к Фетисову, показали ему наши альбомы, каким мы хотим увидеть свой гимнастический зал. И вместе с Артамоновым уговорили Фетисова, что финансирование строительства нового зала возьмут они вдвоем 50×50, а зал тоже нашли, рядом с нашим гимнастическим заликом маленьким были два заброшенных игровых зала заводских. И началось строительство.

Конечно, стройка шла очень сложно — со всякими охами, ахами, письмами — все мы видели, все пережили, и пять лет тому назад на открытие нашего зала, был в это время в Обнинске по каким-то делам Медведев, и он разрезал ленточку — открывал наш зал. Когда зал открылся, мы получили в подарок от Федерации гимнастики комплект современного оборудования, самого что ни на есть хорошего. Так что у нас зал и оборудован сейчас. Детей у нас уже больше тысячи. Обнинске это, да. Сейчас у нас масса всяких планов. Открыли интернат при этой школе и план у нас еще сделать спортивный детский садик.

— Лариса Семеновна, это — потрясающее, замечательное дело. То, что вы это сделали — это память на все времена. А на Федерации было бы правильно эту замечательную инициативу взять и нести дальше, ведь кроме Калужской области есть масса других областей, других регионов, и если бы поднять администрации на такое доброе дело, я не знаю, не только по художественной гимнастике… Вот вы сделали, вы вырастили свой сад.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить