Как-то странно, прямо-таки "космически", отреагировали некоторые издания Казахстана (точнее, их читатели) на российское дальневосточное наводнение. Проскакивали даже довольные нотки в комментариях под статьями и на интернет-форумах: мол, теперь космодром "Восточный" еще долго будут строить, и "Байконур" все равно у России "незаменимым" останется…
На самом деле задержки со строительством космодрома "Восточный" не вызывают серьезного беспокойства из-за наводнения. Откуда же "серый шум" в сети?
Напомним, что строительство нового российского космодрома "Восточный" ведется на Дальнем Востоке с 2012 года. Его планируется сдать в эксплуатацию уже в 2015 году, и тогда же будет произведен первый запуск ракеты-носителя, а еще через три года из этой восточной космической гавани в космос полетят и российские космонавты. С того же самого времени понемногу начнется плановый, постепенный перенос пусков космических аппаратов, в том числе и пилотируемых, с казахстанского "Байконура" именно на Дальний Восток.
Напомним, что Россия и Казахстан совместно используют космодром "Байконур" с 1999 года, а в январе 2004 года российская аренда космодрома была продлена до 2050 года. Соответственно, постепенно будут "уходить" от Казахстана и средства от аренды Россией комплекса "Байконур".
Думается, части казахстанской интернет-общественности именно этот факт и не нравится. В конце концов когда-то (конечно, еще не скоро) Казахстан волей-неволей столкнется с проблемой аренды "Байконура" российской стороной. И то: зачем нам платить за аренду среднеазиатского космодрома "за границей", если у самих свой собственный, дальневосточный, будет? Казахстану денег мало за аренду и хочется еще?
Но Россия и без того ежегодно платит 115 миллионов долларов за аренду Байконура и вкладывает 100 с лишним миллионов на поддержание его объектов. За период аренды с 1994 по 2010 год бюджет Казахстана получил от России более 1,9 миллиарда долларов. И, по мнению экспертов-экономистов, это самая "красная" цена за аренду комплекса.
По планам, к 2030 году 90 процентов космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов "Плесецк" и "Восточный", а доля "Байконура" упадёт с 75 процентов всего лишь до 10!
Очень может быть, что именно такая перспектива и взволновала неким образом отдельные сферы казахстанского интернет-сообщества. Между тем официальная Астана не показывает особого виду, что "Восточный" каким-то образом может расстроить взаимодействие наших стран в космической отрасли. Но…
Как уже сообщала "Правда.Ру", не так давно глава Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил прессе, что у руководства республики все-таки зреет мысль о переходе города Байконур под юрисдикцию республики Казахстан. По его словам, Казахстан также ведет переговоры с Россией о поэтапном изменении условий аренды всего космического комплекса "Байконур". Но Мусабаев при всей высоте его должности все-таки первым лицом государства не является. Не поспешил ли он со своими громкими заявлениями? Хотя, судя по всему, Мусабаев лишь взял на себя роль своеобразного глашатая. Почему-то не покидает ощущение, что он провел как бы "разведку боем" в этом вопросе…
Правда, с тех пор более громких заявлений от казахских официальных лиц по этому поводу пока не было. Зато, как видим, "пошумливает", хоть пока и не очень громко, казахстанское интернет-сообщество. Это, согласитесь, все-таки некий индикатор, лакмусовая бумажка ситуации… Станет ли это некоей тенденцией и повлияет ли на позицию руководства Казахстана? Думается, ответ на этот вопрос даст только время.
Но вернемся к нашему новому космодрому. Итак, стихийное бедствие не очень повлияло на строительство. Планируется, что "Восточный" станет самым экологически чистым космодром в мире. Новый глава Роскосмоса Олег Остапенко, только что побывавший на строительстве "Восточного" в закрытом городке Углегорске, отметил, что если задержка в графике из-за стихийного бедствия и есть, то есть и прекрасные возможности ее нивелировать — во всяком случае, именно так он сказал сопровождавшим его журналистам. По словам Остапенко, отставание в строительстве стартового стола составляет три месяца, столько же отставание на техническом комплексе.
Причиной вполне закономерных задержек строительства директор "Спецстроя России", который является основным подрядчиком на "Восточном", Александр Волосов назвал, естественно, то самое наводнение, возникшее из-за проливных дождей. Других причин практически нет. О том, как наверстать упущенное время, шла речь и на закрытом совещании в Углегорске. Кстати, новый главный "космический чиновник" Олег Остапенко, как бы на всякий случай, сообщил журналистам, что после строительства Восточного Россия все равно продолжит использовать "Байконур".
Читайте также: Назарбаев взял "Протоны" в заложники
Напомним, что, как уже сообщала "Правда.Ру" в августе нынешнего, трудно-паводкового 2013 года, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин вообще-то уже раскритиковал и Минрегион, и "Спецстрой" России, за невыполнение отдельных поручений в рамках строительства космодрома "Восточный". Дошло до того, что вице-премьер, которому поручено в числе прочего курировать и это знаковое строительство, порекомендовал установить на стройплощадке космодрома веб-камеры с прямой трансляцией. Дабы было видно, что там в реалиях происходит.
Новый космодром нужен для решения перспективных задач космической отрасли России с использованием ракет-носителей среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов. Ну и в дальнейшем, как сообщается на сайте Роскосмоса, - для полетов на Луну. Подразумевается, что когда-нибудь (сроки тут, конечно, никто точно не назовет!) именно с "Восточного" будут начинаться и полеты космонавтов на Марс. В правительстве России уверены, что новый космодром будет способствовать и экономическому росту всего Дальнего Востока.
В общем, трудно исключить, что Казахстан вполне может начать показной, как бы "на испуг", для начала через интернет-общественность, процесс "отъема" своего космодрома от России, потому что уже сейчас считает космодром "Восточный" своим главным будущим "космическим" конкурентом…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"