Группа паломников поселилась на месте гибели Михаила Романова

Странные люди в Перми готовятся встретить царя

Поселок с экзотическим названием Ныроб сегодня лидирует в топе новостей. Около полусотни православных паломников из Костромской области приехали в заброшенную деревню на севере Пермского края, чтобы стать свидетелями, как написали некоторые СМИ, "пришествия" боярина Михаила Никитича Романова — дяди будущего царя Михаила Федоровича Романова.

При последнем Романове — императоре Николае II — предпринималась попытка причислить окольничего Михаила Романова к лику святых, но не успели. Полагаем, что некоторые ревнители за веру усмотрели в православных паломниках сектантов, но так ли это?

Как сообщает веб-сайт "Эхо Перми", группа взрослых людей, среди которых еще есть восемь детей, уже больше месяца проживают в землянках в одной из заброшенных деревенек возле поселка городского типа Ныроб. Речь идет о паломниках, приехавших из Костромской области на место гибели Михаила Никитича Романова. По данным личного источника сайта "Эхо Перми", в краевой администрации должны обсудить вопрос, что же делать с этой группой приезжих, поскольку от местных жителей жалоб пока не поступало.

В сентябре 1601 года по распоряжению Бориса Годунова в глухую деревеньку Ныробку сослали младшего сына Никиты Романова окольничего Михаила. Михаила Никитича Романова привезли в Ныроб зимой и, пока стражники выкапывали для него яму, окольничий отбросил в сторону тяжелые сани, которые пятерым едва сдвинуть с места. Красавца-богатыря Михаила Никитича заковали в трехпудовые (50 кг) кандалы, которые охватывали ноги, руки, шею, так что узник мог сидеть, лежать, но ходить лишь на четвереньках. Прибывшие из Москвы шесть стрельцов заточили его в сруб, опущенный в земляную яму. По преданиям, местные детишки, подученные родителями, тайно бросали в яму съестные припасы. Этих доброхотов изловили и увезли на пытки.

Читайте также:  Мельница мифов: брат Петра I - реформатор

Доведенный до изнеможения, к весне 1602 года (по некоторым источникам, к августу) добрый и благочестивый Михаил Романов скончался или был задушен. Михаила Никитича Романова, прозванного в народе "ныробским мучеником", похоронили на пригорке, метрах в трехстах от его узилища. После смерти Годунова, в марте 1606 года, тело Михаила Романова было перевезено в Москву и погребено в усыпальнице Романовых в Новоспасском (Новодевичьем) монастыре. Утверждают, что пролежавшие в земле мощи Михаила Романова, за исключением одного перста, оказались нетленными.

В 1621 году, уже после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова, жители Ныроба за помощь ссыльному были награждены обельной грамотой, в силу которой избавлялись от всех повинностей. Ныробские крестьяне пользовались этими льготами до середины XIX века.

С историей ныробского узника связано чудесное явление иконы Николая Чудотворца. Предание рассказывает, что купцы, возвращаясь с Печоры, остановились отдохнуть неподалеку от Ныроба и увидели на пне икону. В то время церкви в Ныробе еще не было, и купцы увезли икону в Чердынь. Но на следующее утро икона снова оказалась на том пне. Ее снова увезли, но икона опять вернулась. Тогда ныробцы решили построить в Ныробе церковь, названную Никольской. А на месте нахождения забил Никольский родник.

В 1736 году здесь возвели вторую (зимнюю) церковь — Богоявленскую. Выступом у северной стены храмовой части отметили место захоронения Михаила Романова. Внутри церкви находилась гробница, здесь же хранились железные оковы царского родственника — еще одна местная святыня.

На протяжении трех веков тысячи православных людей со всех концов Руси шли в Ныроб, чтоб поклониться явленной иконе. С нее была написана копия, которую называли чудотворной иконой. Обе, по мнению верующих, обладали чудодейственной силой. Чудотворную икону в день Прокопия Устюжского носили в Чердынь, а раз в три года — в Соликамск, за полторы сотни верст. Это был великий праздник для всех жителей Чердынского и Соликамского уездов. В 1930-е годы, когда обе церкви были закрыты, исчезли обе иконы — и явленная, и чудотворная. Никто не знает, где находятся они сейчас.

Профессор Санкт-Петербургского университета Н. Г. Вагнер, побывавший в Ныробе в 1857 году, отметил, что "цепям Михаила Никитича приписывается даже целебное свойство, и во время церковных служб многие болящие надевают на себя части цепей (смотря по тому, сколько могут вытерпеть) и в таком виде простаивают целые обедни. Простой народ горячо верит в целебную силу цепей даже и по отношению к животным, ввиду этого многие ныробские обитатели возлагают цепи и на болящий домашний скот". Прикладывались к цепям по окончании венчания и новобрачные.

 Читайте также:  Царские дети должны быть упокоены

Правда, в середине XIX века пермский историк В. Н. Шишонко высказал сомнение в подлинности цепей. Слухи исходили от уездного судьи (по другим данным — от городничего) С. Я. Коновалова, который приказал изготовить копию цепей для своей коллекции древностей. Краеведы сообщают, что подлинные цепи с 1928 года хранятся в Чердынском краеведческом музее имени А. С. Пушкина.

Как-то в 2001 году журнал "Родина" написал: "Из маленькой деревни Ныроб вырос в большое село на севере Пермской губернии. За год здесь бывало до 6 тысяч паломников, более всего в Великий пост — до 1200 человек. Ежегодно 6 сентября (в этот день православная церковь вспоминает чудо св. Архистратига Михаила в Хонех) в часовне совершалась панихида по Михаилу Никитичу, а в праздник Святой Троицы на площади у часовни служился молебен св. Архангелу Михаилу".

Пошло уже четвертое столетие, как тысячи богомольцев ежегодно со всех уголков России все идут и идут к этой яме. Как писал один из исследователей истории Ныроба в 1906 году: "Это, кажется, единственное место в России, где так свято чтится предание былого". Для наших предков почитание ныробского мученика не было проявлением верноподданнических чувств. Как Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью — Михаил Романов не был мучеником за Христа, но пал жертвой политического преступления. Есть и еще одно сходство со святыми Борисом и Глебом — в истории Михаила Никитича не так уж много места уделено чудесам. Здесь скорее слышатся отголоски кризиса, в котором тогда оказалась Россия. В стране пережившей великую Смуту начался процесс возрождения святынь и возвращения мучеников.

Такую точку зрения подтверждает и современная наука. Психотерапевт Владимир Павлович Файнзильберг в интервью нашему изданию привел пример с Перестройкой — этой Смутой ХХ века: "Всплеск религиозного поклонения в наши дни обусловлен экономико-политическими событиями в мире и в нашей стране. Это эхо 1990-х годов, когда все развалилось и фактически, мало, что восстановлено. Сейчас специалисты многих наук, а не только политики, говорят о России как о стране, в которой нет четко выраженной национальной идеи. Об отсутствии таковой. Но, свято место пусто не бывает и на эту пустоту приходят религиозные идеи. Кроме того, происходит возрождение Церкви и многие люди приходят туда, чтобы вернуться к религии".

Сумеем ли мы, подобно нашим предкам, возродить великую страну, родную Россию, после всех смут, революций и перестроек? При отрицательном ответе — грош нам всем цена, господа-товарищи…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"  

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *