Что происходит? Рамзан Кадыров открывает построенный в 1990 году и ныне переименованный памятник подвигу чеченских женщин, которые убивали русских солдат. В ответ Союз офицеров России поднимает вопрос о возведении памятника "усмирителю" Кавказа генералу Ермолову. Кому понадобилось вновь растравлять плохо заживающие раны нашей общей истории?
Пресс-служба главы правительства Чечни сообщила о торжественной церемонии в селе Хангиш-Юрт, где Рамзан Кадыров открыл памятник подвигу чеченских женщин, которые во время Кавказской войны XIX века убивали русских солдат.
Как утверждают чеченские историки, подвиг был совершен в 1819г. После ожесточенного сражения русские войска взяли в плен большое количество людей, в том числе 46 девушек. При конвоировании через Терек в районе Хангиш-Юрта девушки стали хватать конвоиров и бросаться вместе с ними в бурную реку. Сам А. Ермолов штурм Дади-Юрта объяснял дерзостью его жителей, неоднократно нападавших на русских солдат и села, в которых проживали лояльные к империи жители. По сообщению все той же пресс-службы, глава республики отметил, что из трагических событий нужно извлекать правильные уроки. "Наш первый президент, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров ставил своей целью не просто остановить войну, но и покончить с ней раз и навсегда. А наша задача — выполнять все его заветы, чтобы больше никогда не было печальных страниц в истории нашего народа", — сказал Р. Кадыров.
Читать такие тексты рекомендуется с лупой в руках и при этом помнить о принципах восточной мудрости. То есть, читать между строк и видеть подтекст, который сильно отличается от того, что написано.
Как пишет "Большой Кавказ" , памятник в виде кургана с надгробными плитами возник еще в 1990 году — на заре чеченского сепаратизма. В 2009 году его преобразили в гранитную скалу, из которой каждый год 14 сентября должны течь девять струй, оплакивая гибель представителей девяти чеченских родов. Рядом со скалой один из инициатор воздвижения памятника, советник Кадырова Леча Яхъяев планировал воздвигнуть обелиск, который, по его словам, "воздвигается только погибшим в газавате (священной войне)".
Специалист по истории XIX века, президент Чеченской академии наук Шахрутдин Гапуров в интервью сайту "Большой Кавказ" сказал:
— Разногласия сегодня порождены не столько самой историей, сколько разным видением этой истории. Памятник назвали антироссийским от незнания предмета. Это символ женской доблести, мужества, верности национальным традициям. Я не вижу тут ничего такого, отчего можно поднимать такую информационную бурю. Если пришли войска уничтожить население, и оно себя защищало, что в этом такого?
Что такого? Уж если историки не могут прийти к сколько — нибудь сходному представлению об одних и тех же событиях, что говорить об остальных? Предыдущую инициативу чеченского руководства тоже не все восприняли однозначно. Напомним, в сентябре прошлого года на Пискаревском кладбище Петербурга, установили памятную плиту чеченцам-защитникам Ленинграда. Необходимость такой акции была объяснена следующим:
"Роль выходцев из Чеченской республики в победе над фашизмом, к сожалению, на протяжении долгого времени принижалась. Наша обязанность — восстановить этот пробел, восстановить историческую справедливость. Подрастающее поколение должно помнить подвиг, совершенный воинами-освободителями", — уверен директор департамента внешних связей главы и правительства Чечни Иса Хаджимурадов.
Новостной портал newsland тогда писал: " Пискаревское мемориальное кладбище является крупнейшим некрополем жертв Второй мировой войны. Среди полумиллиона захороненных здесь — представители всех 150 национальностей и народностей бывшего СССР. Так нужен ли особый мемориал чеченцев?" Проведенный опрос показал, что 87 процентов откликнувшихся на публикацию посчитали это событие пропагандистской акцией, которая только раздражает окружающих и приносит прямо противоположный эффект.
Некоторые эксперты считают, что увековечивание подвига чеченских женщин — это ответная реакция на возведение в Минеральных Водах в 2008 году и в Пятигорске в 2010 памятников генералу Алексею Ермолову. Так это или не так и что на самом деле стоит за обострением "патриотически — исторической" дискуссии? "Правда.Ру" попробовала разобраться в этом сложном вопросе с помощью экспертов.
Координатор движения "НАРОДНЫЙ СОБОР", вице-президент фонда "Единство Нации" Владимир Хомяков придерживается такой точки зрения:
Видите ли, история — она сослагательного наклонения не имеет, и что было — то было. Давайте вспомним, что памятник чеченским женщинам и сопутствующий этому событию День чеченской женщины, который в 2009 году, ввели в Чечне, имеет своей историей вполне конкретную экспедицию на аул Дади — Юрт. Это было такое вполне конкретное разбойничье гнездо, выделявшееся своим разбойным нравом и своими набегами даже среди чеченских поселений. Не надо думать, что речь идет о мирном селе, которое злые русские империалисты пришли и разграбили. Это была вполне конкретная экспедиция, как бы сейчас сказали, на базу террористов. Другое дело, что в силу определенной кавказской специфики — тут не надо никого демонизировать — это называется национальная ментальность и национальные традиции.
— Так как же там на самом деле развивались события?
— Главным занятием чеченцев той поры была набеговая экономика. И просто Дади — Юрт был одним из наиболее удачливых мест разбоя, где хранилось огромное количество добычи, были рабы, естественно, и генерал Ермолов направил туда экспедицию. Разбой терпели довольно долго — Ермолов старался без нужды экспедиции не направлять на аулы, но в данном случае они просто стали угонять лошадей из кавалерийских частей кавказской линии, то есть стали армию грабить. Тут уж Ермолов не стерпел — послал экспедицию. Чеченцы, со свойственной им доблестью, отстаивали свой аул. У них была своя правда, они другой жизни не желали и не знали. Да, были случаи, когда женщины с кинжалами бросались навстречу солдатам, и их убивали. Потом порядка 30 женщин и детей сдались в плен. Их, естественно, никто убивать не стал, и за это поплатились, потому что на обратном пути 46 женщин при переправе через Терек повисли на своих конвоирах, несколько солдат они утащили под воду вместе с собой. Это то, что касается прошлого. Меня больше, честно говоря, пугает попытка перенести эти счеты XIX века и активизировать их в наше время.
— Почему именно это событие было выбрано для памятника. Почему, например, не взяли какие-нибудь исторические события до эпохи покорения Кавказа или какую-нибудь многодетную мать-героиню последнего времени?
— Дело в том, что Рамзан Кадыров пытается вполне осознанно культивировать некие образы в Чечне, героизируя прошлое чеченского народа за счет народа русского. Это — часть его политики. Так обучаются его дети, у него потрясающая подготовка молодежи, которая сейчас на противостоянии с русскими строится. При всех его разговорах о российскости, он апеллирует к образам прошлого, в том числе, обычные уголовники, которые в начале века грабили кассы, делали налеты на почты, это тоже герои чеченского народа. У них есть свои герои. Я не считаю, что мы можем запретить почитать своих героев. С точки зрения его чеченской правды, это, наверно, правильно. И спорить о степени лояльности — нелояльности к России глупо. Человек чтит своих предков — прекрасно. Беда, что мы своих предков не чтим.
— Некоторые эксперты считают, что увековечивание подвига чеченских женщин — это ответная реакция на возведение в Минеральных Водах в 2008 году и в Пятигорске в 2010 памятников генералу Алексею Ермолову. А вы как считаете?
— Вот недавно было предложение организации "Офицеры России" установить памятник Ермолову в Москве. А почему, его там нет до сих пор? В свое время, после революции русский народ был объявлен виновным за все. Это был имперский народ, который обязан был всем за все. Это глупо, согласитесь. У нас в Москве место есть очень интересное — Кавказский бульвар называется. Но Кавказ — он не только для кавказцев. Не будем забывать, что в Южном федеральном округе, куда входит и Кавказ, 65 процентов населения все-таки русские. Несмотря на все кавказские народы. В пределах этого Кавказского бульвара имеет смысле сделать аллею всех участников кавказских войн. Не одному Ермолову, потому что у нас знают Ермолова в силу опять-таки незнания истории кавказской войны. Я не осуждаю Кадырова, я осуждаю наших, которые не поступают точно также по отношению к героям кавказской войны. Когда закончат повторять бред, что это была империалистическая, захватническая и так далее война, это была конкретная война с конкретными целями, на ней у каждого была своя правда. Так вот, чеченцы свою правду отстаивают, превозносят и героизируют, нам надо поступать точно так же. Надо поучиться у Рамзана Кадырова и сделать аллею славы вплоть до памятников героям двух последних чеченских войн. Это обязательно.
— Владимир Евгеньевич, какие памятники вам представляются на этой современной аллее?
— Например, Жене Родионову я бы там поставил памятник обязательно. Тому самому Евгению Родионову, которого сейчас канонизировать собираются — солдату, которому голову отрезали за отказ снять крест с шеи. Это герой тоже. Мы имеем право на своих героев. Каждая страна, каждый народ имеет право на своих героев, имеет право этих героев уважать. И хотя Москва — город многонациональный, это все-таки русский город традиционно, я думаю, что аллея боевой славы героев чеченских войн там вполне уместна, вплоть до героев самой последней чеченской войны.
Руководитель Центра прикладных исследований и программ Александр Точенов считает, что попытки взять исторический реванш, пусть даже в такой форме, как установка памятника не безобидны:
— Увековечив память одних, надо увековечить память других — тогда равновесие сохранится, но если только односторонне и однобоко — это чревато вспышкой очередных межнациональных конфликтов. Ведь такие вещи — они достаточно тонкие и острые, причем обоюдоострые.
Вот здесь, наверно, Рамзан Кадыров не до конца продумал.
— Может так случиться, что вся эта эпопея с памятником — плод "коллективного" разума?
— Стоит ли за ним кто-то? Безусловно, он не один — исламский мир — он весьма организованный. Мечеть, которую они построили, и которая с Коломенским кремлем спорила в конкурсе за первое место, эта мечеть строилась не только на деньги чеченских верующих, но и иностранные капиталы помогали. Очень активно помогали, Не исключено, что какие-то силы дергают Кадырова… Сложно сказать, на самом деле, так ли это. А то, что должно быть равновесие — Кадырову надо хорошенько подумать: прежде чем говорить такие вещи, надо вспомнить сразу и других — тогда будет все как-то равновесно.
Верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный вообще сомневается в подлинности истории с героическими женщинами аула Дади- Юрт:
— Я думаю, было ли историческое событие вообще такое? Потому что там очень много мифов о том, что чеченки бросались в пропасть, увлекая солдат, при конвоировании. Вообще очень много в национальной истории республик мифов, о событиях, которых и не было. Просто к этому надо подходить так. Сперва, выяснить, был ли факт этот, а потом уже дальше говорить об этом. Если же факта не было — то это вообще беспрецедентно. Я считаю, это не самостоятельность Рамзана Кадырова — это кто-то его подталкивает.
Председателю Российской Ассоциации исламского согласия Муххамаду Рахимову "Правда.Ру" задала следующий вопрос:
— Почему это событие было выбрано для памятника. Почему, например, не взяли какие-нибудь исторические события до эпохи покорения Кавказа или какую-нибудь многодетную мать-героиню?
— Он(Рамзан Кадыров-ред.) этим самым хочет показать, что война ни к чему хорошему не приведет. Там же солдаты погибли, утонули? Он охватывает не только этот маленький фрагмент. Он говорит о том, что война не имеет жалости, что война- это гибель, война- это горе. Именно это хотел показать глава Чечни этим сюжетом, а не то, что они против русских. Он показал, что женщина-слабое существо, но вот, что может с ними сделать война.