Месть бывает разной: бывает личная месть, бывает месть за родных, а бывает месть за Родину. Таковой была месть семьи Бариновых из Ленинграда: мать и дочь на собственные сбережения построили самолет ИЛ-2 и передали его в армию. За штурвал машины, названной "Месть Бариновых за Ленинград", сел дважды Герой Советского Союза летчик Георгий Паршин.
1 июня 1944 года на одном из ленинградских аэродромов появился новый самолет ИЛ-2. На левой стороне его фюзеляжа крупными красными буквами было написано: "Месть Бариновых", на правой — "За Ленинград". Построенный на средства ленинградской семьи, он был торжественно передан лучшему летчику полка капитану Паршину. В августе 1945 года дважды Герой Советского Союза летчик Георгий Михайлович Паршин со своими боевыми друзьями встретился в Ленинграде с семьей Бариновых.
В тот вечер генерал-полковник С. Д. Рыбальченко, обращаясь к Паршину, сказал: "Помни, сынок, не деньги отдавала семья Бариновых, когда приобретала на свои личные сбережения боевой самолет… Бариновы вместе с самолетом душу тебе свою вручили, а с нею — веру в Победу".
На самолете "Месть Бариновых" Паршин сбил десять самолетов противника, принимал участие в освобождении Прибалтики и штурмовал Берлин. Летчику дважды было присвоено звание Героя Советского Союза — в августе 1944 года и апреле 1945-го.
У летчика-штурмовика Георгия Паршина были с врагами свои кровные счеты. Фашисты сожгли его родную деревню Сетуху под Орлом, спалили отчий дом, казнили отца-партизана… Но для боевого летчика острой болью отзывались в сердце муки голодающих детишек и стариков в блокадном Ленинграде. Одно дело испытывать нужду мужикам на фронте, другое — их семьям. Что может сделать один боец для любимого города? Если захочет — все! И Паршин делал так, как умел. А воевать этот крестьянский сын умел. Не нужно было Гитлеру дразнить русского медведя…
До Ленинградского фронта командир эскадрильи Георгий Паршин успел повоевать на Северном Кавказе. Сейчас приходится выслушивать никчемные споры о том, кричали ли бойцы Красной армии, подымаясь в атаку, длинное предложение: "За Родину! За Сталина!" Сталинисты утверждают — так и было! Их антиподы, что не было. В самолете, кричи или не кричи, все равно никто, кроме Господа Бога, не услышит. Зато мы точно знаем, что у наших солдат и офицеров была идея, олицетворяемая Верховным, а идея эта звалась — коммунизм. Вот и Паршин, уходя в бой, написал, как и тысячи и десятки тысяч его соотечественников, "если не вернусь из боя, прошу считать меня коммунистом…"
Читайте также: Лики войны: Командарм Батов и цвет его Победы
Однажды Паршин и его стрелок Бондаренко не вернулись с боя. Их самолет был подбит и сослуживцы видели, как огненный столб, в который превратилась их боевая машина, врезалась в гущу леса. Но никто не хотел верить, что ребята погибли. В этот день полк получил несколько новых штурмовиков, на одном из которых было начертано — "Месть Бариновых" и "За Ленинград". Прасковья Васильевна Баринова и ее дочь Евгения Петровна — служащие одной из ленинградских поликлиник, внесли свои сбережения на постройку штурмовика. В письме ленинградки просили вручить эту машину самому храброму летчику. В полке заговорили о Паршине, вот бы он вернулся!
Кроны деревьев приняли на себя самолет, и наши летчики успели из него выбраться, прежде чем он взорвался. В лесу летчики повстречали разведчиков, которые и помогли добраться до летной части. Как раз вовремя. Бариновы приехали в полк, чтобы присутствовать на торжественной передаче самолета лучшему асу. Паршин получил разрешение прокатить мать и дочь Бариновых над блокадным Ленинградом. Самолет "Месть Бариновых" оказался фартовым. Не каждый день на штурмовике удается сбить вражеский истребитель. Но стоило Паршину первый раз вылететь на нем на разведку вражеского аэродрома, как он уменьшил парк люфтваффе на одну единицу. За военную годину на фюзеляже штурмовика появилось пять красных звезд — пять сбитых машин.
19 апреля 1945 года Паршин получил вторую звезду Героя и его радость была вдвойне краше от того, что такую же награду получил его тяжело раненный друг, находившийся в госпитале в Восточной Пруссии. Вскоре Георгий Михайлович поднял в воздух свою эскадрилью и на немецкие города обрушился град листовок, в которых советское командование возвещало о полной капитуляции гитлеровской Германии.
Читайте также: Лики войны: Красный Мюрат
В ответном письме Бариновым Паршин написал: "Добрый день, дорогие хозяева моей любимой машины, на которой я закончил битву с фашистской Германией. Я получил через "Боевую тревогу" ваше письмо. Очень вам благодарен. За время войны я сделал 253 вылета на штурмовку, из них более ста вылетов на подаренной вами машине, штурмовал крепости врага, жег танки, топил баржи, в воздушных боях сбивал самолеты противника. Поздравляю вас с победой".
Жизнь дважды Героя Советского Союза Паршина трагически оборвалась после войны, но погиб он как и подобает боевому летчику. Уволившись из рядов армии Георгий Михайлович служил летчиком-испытателем. 13 марта 1956 года при испытании Ил-28 он погиб. Похоронен Паршин на Ваганьковском кладбище. Если будете на 39-м участке, то увидите установленный на его могиле памятник с бюстом.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"