Старейшее в России высшее учебное заведение Московский университет основан в 1755 году, а вот знаменитый комплекс зданий на Ленинских (Воробьевых) горах построили только в прошлом столетии. Ровно 60 лет назад, 1 сентября 1953 года, в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тем временам оборудованием.
Вплоть до постройки "Триумф-Паласа" главное здание МГУ было самым высоким административно-жилым зданием в столице, и почти 40 лет, до постройки в 1990 году небоскреба Мессетурм (Messeturm) во Франкфурте-на-Майне, — самым высоким зданием в Европе. Высота — 182 м, со шпилем — 240 м, этажность центрального корпуса — 36.
Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший гигантский и помпезный Дворец Советов, проект которого так и не был осуществлен. Буквально за несколько дней до утверждения всех чертежей здания МГУ, зодчего отстранили от этой работы. Создание крупнейшей из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой практиком с многолетним стажем Львом Владимировичем Рудневым. Скульптурное оформление фасадов поручили мастерской В. И. Мухиной, создавшей самую знаменитую композицию советской эпохи "Рабочий и колхозница" у здания ВДНХ (ВВЦ).
Читайте также: Государство пошло в вузы кривой дорогой
Иофана сместили потому, что он планировал строить главный корпус МГУ непосредственно над обрывом Ленинских гор. Теперь на этом месте расположена смотровая площадка. Но Сталина сумели убедить, что велика вероятность возникновения оползней, и тогда огромное сооружение может рухнуть в реку. Вождь с переносом главного корпуса университета согласился, а Иофана легче было посадить, нежели убедить, но его лишь заменили другим "винтиком".
В первоначальном варианте предполагалось увенчать высотку внушительной скульптурой человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Символ тяги к знаниям. Эскиз ионафанского Дворца Советов тоже венчала исполинских размеров фигура Ленина. Возможно, показывая чертежи Сталину, архитекторы намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождем. Однако Сталин распорядился соорудить шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.
Глубоко символично, что торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Юрия Гагарина. Кроме официально прибывших на ударную стройку комсомольцев-стахановцев, которых насчитывалось три тысячи, специально "под университет" в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности.
Остаток срока зеки провели на строительстве храма знаний. До нашего времени дожили легенды об отчаянных попытках побега со стройки на Ленинских горах. Ближе к окончанию строительства, заключенных решено было разместить на 24-м и 25-м этажах. Бежать с такой высоты все равно некуда — разве что на тот свет. Но умельцы смастерили из проволоки и фанеры то ли крылья мифического Дедала, то ли дельтаплан.
Судьба беглеца или даже беглецов, судя по рассказам, была либо печальной, либо удачной. В зависимости от мироощущения рассказчика. В одной версии говорилось, мол, Сталин, когда ему доложили об отважной попытке бегства, приказал помиловать пойманного "Икара". Так и должен был поступить фольклорный Грозный царь и не менее грозный советский вождь. Вряд ли бюрократы тешили слух Хозяина подобными историями. Может холопов-то и помилует, а вот охранникам может не поздоровиться.
"Отец всех народов" не дожил до открытия главного здания МГУ всего полгода. Уже подготовили литеры для названия университета, которые предполагалось установить над карнизом главного входа в высотное здание. Но Сталин умер. Хрущеву не пришлось переименовывать альма-матер многомиллионного отряда советских студентов. Утвержденное Сталиным название "имени М. В. Ломоносова" так и осталось, вопреки потугам льстецов, горевших желанием назвать МГУ именем вождя к очередному вводу в эксплуатацию нового корпуса на Ленинских горах.
Закончим высказыванием современного американо-российского историка архитектуры Владимира Паперного о здании Университета на Ленинских горах: "По какому-то недоразумению Альдо Росси (Aldo Rossi - итальянский архитектор и дизайнер — ред.) причисляет это здание к "монументам современной архитектуры".
На самом деле сооружение не имеет к профессиональной архитектуре никакого отношения — его скорее следует рассматривать в одном ряду с "Илиадой", "Махабхаратой", "Калевалой" или "Беовульфом". В крайнем случае, можно пойти на то, чтобы сопоставить его со строительным фольклором Индии, Египта или Вавилона. И все-таки наиболее близкий аналог Московскому университету — это русский строительный эпос, и прежде всего собор Василия Блаженного, или Покрова на рву (1555-1561). Оба должны были символизировать недавно одержанные победы.
Оба представляют собой, как писали про собор в конце XIX века, "пирамиду, состоящую из диковинных форм и диковинных пространств". Оба устремлены ввысь, оба вербальны — пределы храма тематически связаны с разными этапами завоевания Казани, а в композиции МГУ, во-первых, изображено ступенчатое восхождение знания к имени (изображенному шпилем), во-вторых, "воплощены народность, гуманизм и прогрессивное значение социалистической науки", — оба сооружения подчеркнуто цветные, причем в обоих первоначально преобладала красно-белая гамма. И без того, и без другого сегодня невозможно себе представить Москву".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"