Биография командарма Семена Буденного

Лики войны: Красный Мюрат

В правдинской серии публикаций "Лики войны" мы отдаем наш долг всем без исключения ветеранам Великой Отечественной войны: и рядовым бойцам фронта и тыла, и известным военачальникам. Пуще всех в последнее время доставалось от публицистов двум легендарным маршалам, которые не попали в мясорубку сталинских массовых репрессий, Буденному и Ворошилову.

Раз выжили и были допущены к телу Самого, значит, они негодяи. Такова логика, а точнее вражеская пропаганда, людей без совести и чести — одним словом мрази.

Герой Гражданской войны, командарм Первой конной армии, "Красный Мюрат", которого боялись и уважали настоящие противники. Блестящий кавалерист — тактик, знаток лошадей, возродивший советское коневодство. Маршал, бывший настоящим отцом солдатам, человек-легенда, о котором слагали песни, в честь которого называли города и выведенную на Дону породу лошадей, наконец, любящий семьянин — это Семен Михайлович Буденный.

Читайте также: Лики войны: забытый всеми герой

Таким он предстает в официальных биографиях и воспоминаниях. Но есть и другая версия. Свой официальный статус она получила сначала в белой эмиграции, потом была взята на вооружение нацистской пропагандой и залетела в родные пенаты. В соответствии с этой трактовкой биографии, Буденный — якобы фельдфебель — самодур, чья жестокость по отношению к подчиненным проявилась еще в царской армии. Муж, застреливший свою первую жену и, едва ли не лично, доставивший на Лубянку вторую. Палач народных героев Бориса Думенко и Филиппа Миронова (с точки зрения ленинцев) или "белых рыцарей" (с точки зрения монархистов), один из организаторов "великой чистки" среди командного состава Красной армии, эротоман, приударявший за хорошенькими балеринами Большого театра и, наконец, бездарный полководец в годы Великой Отечественной. Вот про этот период мы и поговорим.

Будущий маршал и трижды Герой Советского Союза Семен Михайлович Буденный родился 13 (25) апреля 1883 г. в семье крестьянина-батрака Михаила Ивановича Буденного и Меланьи Никитичны Буденной, урожденной Емченко. Первый советский кавалерист родился посреди донских степей на хуторе Козюрин станицы Платовской. Но родители Буденного не были казаками, а считались иногородними — так называли осевших на Дону выходцев из русских и малороссийских губерний. Для владевших землей донских казаков иногородние были людьми второго сорта. Не отсюда ли революционность Семена Буденного, с детства батрачившего на зажиточных и богатых казаков. Тем временем, отцу повезло выбиться в люди, он стал коробейником, мелким торговцем в разнос. Кроме того, Михаил Иванович был выборным старостой иногородних и заступался за них перед казачьим атаманом. На выборные общественные должности не попадали ни кулаки, ни голытьба, значит, отец Буденного относился к середнякам. Можно сказать, используя библейский оборот, были Буденные "солью земли".

В момент начала Великой Отечественной войны Буденный был заместителем народного комиссара обороны СССР и сразу же стал членом, только что образованной, Ставки Верховного Главнокомандования. 10 июля 1941 года Сталин(правда, еще не Верховный главнокомандующий) назначил Семена Михайловича Буденного главнокомандующим войсками Юго-Западного стратегического направления — входившие в его состав Юго-Западный и Южный фронты обороняли Украину. Это назначение произошло не без подачи Берия, о чем тот после своего ареста в 1953 году писал в письме Ворошилову. Сталин якобы обругал Лаврентия Павловича за такую подачу, но вскоре назначение провел.

К моменту прибытия Буденного в Полтаву, в штаб Юго-Западного направления, войска Юго-Западного и Южного фронтов потеряли почти все танки и проиграли пограничные сражения. Кстати, сколько в перестроечную пору баек появилось про тупость старого маршала Советского Союза, с шашками наголо бросавшего кавалерийские лавы на бронетанковые орды гитлеровцев и гибли казачки красноармейцы почем зря. Не самый надежный мемуарист, обиженный Кремлем почетный пенсионер Никита Хрущев вспоминал о встрече с маршалом в этот период: "Когда я подъехал к штабу Буденного, меня удивил стоявший у крыльца танк. Заметив мое недоумение, Буденный пояснил: 'Сейчас не то, что в Гражданскую. У немцев техника, самолеты, вот я от них в танке и укрываюсь, езжу на нем вместо автомашины'". Если сам понимал, что у врага танки, а своих на них бросал, следовательно, не дурак, а сволочь был командир. Вот только тут напрашивается резонный вопрос, а может сволочью был писавший про Буденного, а не сам легендарный маршал?

Между прочим, не обошел Никита Сергеевич и пресловутого маршальского рукоприкладства: "Часовой, охранявший подъезды к нашему штабу, задержал нас. Буденный начал с ним говорить и оскорблять его. Солдат стал отвечать ему согласно уставу. Тут Буденный начал ему более настойчиво "разъяснять", и разъяснение это кончилось тем, что он ударил солдата по лицу. Маршал Советского Союза ударил человека, совершенно невиновного, действовавшего согласно уставу, ударил в нарушение всех уставных норм. Мы там ехали, и он нас задержал, это была его обязанность, он ведь для этого и поставлен. Чистый произвол! Я объясняю этот случай вспыльчивостью маршала". Обвиненный в волюнтаризме бывший первый секретарь партии объяснил такой поступок Буденного еще и "прежней привычкой старшего унтер-офицера, которым он был в царской армии", но в оправдание Семену Михайловичу добавил, что тот "сам переживал случившееся", хотя, "к сожалению, Буденный не однажды позволял себе такие выходки".

И не он единственный, кто давал в морду. Но "народность" Буденного проявлялась в том, что он один бил по лицу рядовых. Жуков, Еременко, Конев и прочие метили в физиономии полковников, нижних чинов — расстреливали. Буденный старшим офицерам и генералам только грозил расстрелом, но в документах нет свидетельств о расстрелянных по приказу маршала. Семен Михайлович бывал крут, но очень отходчив. Настоящий мужик.

Что касается полководческих дарований маршала. В августе-сентябре 1941 года он вместе с другими советскими военачальниками вполне справедливо настаивал на немедленном отходе от Киева и днепровской дуги на рубеж реки Псёл. На тот момент у Юго-Западного фронта не было боеспособных танковых частей, чтобы противостоять наступлению танковой группы Клейста с Кременчугского плацдарма. И снова танки! Вот как запали в души строчки перестроечных борзописцев про наших кавалеристов и немецких танкистов.

Сомнений в военном даровании Буденного не было и у Верховного. Иначе, зачем было 12 сентября 1941 года назначать его командующим войсками Резервного фронта вместо Жукова? Понятное дело, что Жукова Сталин отправил спасать Ленинград, но неужели кроме "замшелого" кавалериста у него никого и не было на замену своему главному полководцу? И вину за катастрофу под Киевом на Буденного он не возложил, хотя вины маршала в ней не было ни на гран. Вот только поручать ветерану Гражданской войны большие задачи Верховный тоже поостерегся. Скорее всего, правильно. Однако и списывать со счетов не торопился. И не только за прежние заслуги и всенародную славу. Слишком практичен для такого был Иосиф Виссарионович.

Можно ли что-то поставить в вину Буденному полководцу? Конечно, можно. Не боги горшки обжигают и на старуху бывает проруха. И Семен Михайлович далеко не святой, а многогрешный. Не смог, например, организовать оборону Москвы. За два дня до наступления вермахта затеял перегруппировку войск, вследствие чего образовалась 14- километровая брешь в обороне. Прусские генералы туда и устремились. Если на то пошло, то и эти представители немецкого военного гения тоже ошибались. И неоднократно. Поэтому лучше подумаем, кому выгодно говорить про "старого дурака", поставленного во главе армий и по чьей вине и т. д. Не верится, что клевета и помои в адрес выдающегося полководца результат "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Скорее, чистой воды пропаганда всех "клеветников России".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить