Интервью с артистом Евгением Стебловым, членом Экспертного Совета по премиям Союзного государства

Евгений Стеблов: О премии, книгах и о любви

Евгений Стеблов замечательный артист, которого знают миллионы зрителей еще со времен лирической комедии Данелии "Я шагаю по Москве". Сегодня Евгений Юрьевич — народный артист России, профессор Национальной академии кинематографических искусств и наук России, преподаватель РАТи. Вошел Стеблов и в Экспертный Совет по премиям Союзного государства.

— Евгений Юрьевич, расскажите, какой основной критерий отбора номинантов на эту премию?

— Основной критерий соискателей — значимость вклада художественных произведений в укрепление отношений братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией. Не скрою, церемония вручения дипломов для меня приятная, но мне кажется, что для соискателей само попадание в номинацию, это уже высокая оценка его творчества.

— Сразу напрашивается нескромный вопрос, а что премия дает соискателю, есть ли материальное вознаграждение? И были ли у вас фавориты?

— По поводу фаворитов, это неэтичный вопрос, потому что выбрать из всех соискателей только троих — это очень трудно, и я даже не представляю, как мы будем выбирать, учитывая, что все достойны. Поэтому, считаю, что факт выдвижения номинации на эту премию уже большой почет и достижение. Творчество человека оказывается в центре внимания общественности, государственных структур Белоруссии и России.

Конечно, было бы легче, если бы премии были разделены, хотя бы по жанру, сложно выбирать между художником и музыкантом, между скульптором и писателем, но с божьей помощью определимся.

Помимо почета и признания, премия имеет значительное материальное содержание — пять с половиной миллионов рублей, каждому из трех призеров. Согласитесь, это большая сумма, она даже больше, чем государственная премия.

— Это хорошо или плохо, что так много номинантов? И почему бы людей, выдвинутых на номинации, не разбавить молодыми талантами?

— Для экспертов, это конечно сложный процесс, потому что выбор затруднен, я уже сказал почему. Но для наших народов, творческих людей, факт, что выдвинуто много соискателей на премию, это очень хорошо, потому, что рождается творческая активность. И мы выбирали не по возрасту, не по половому признаку, не делили кто из Беларуси, а кто из России, а исходили из достоинства произведений. Это же не путевки в санаторий, простите.

Могу сказать, как человек, который награжден списком определенных званий, никакой прямой связью между талантом и награждением нет. Связь опосредована, категория успеха — это больше связано с судьбой того или иного художника, но ни оценкой данной его работы. Эта сложная ситуации и вообще, быть в экспертном совете, не благодарное занятие. Я с ужасом жду сентября, когда мы будем это решать.

— Боитесь кого-то обидеть?

— Как бы там не было, премия растет и развивается, появляются новые номинанты. Скоро приближаются значительные события для наших стран, — 70 лет освобождение Беларусии и 70 лет победы в Великой Отечественной войне, мне кажется все, что происходит надо рассматривать масштабно. Главное достоинство премии — она сближает народы. Личные обиды должны отойти на второй план.

— Евгений Юрьевич, вы много лет преподаете в РАТи. Чему учите своих учеников?

— Учу, прежде всего — любви. Любви к людям, любви к театру, к русской культуре. Наша русская театральная культура уникальна именно своей особой глубинной и психологической разработкой характера.

Еще Станиславский говорил, что французы непревзойденные мастера театральной формы, итальянцы — экспрессии. Но глубина и объем — это наша культура, и мне кажется, что влияние нашей театральной культуры на культуру мировую огромно. Хочу сказать, что у своих учеников многому учусь и я. Ощущению новой жизни, времени, нового поколения. Это такой взаимный обмен и без него прогресс театра невозможен. Когда выпускаю очередной курс, желаю, чтобы они твердо стояли на почве традиций, но не боялись экспериментировать.

— Вы как-то отслеживаете судьбу своих учеников, что с ними происходит дальше?

— Специально не отслеживаю, но они сами, спустя годы, приходят ко мне. Сейчас, конечно, всем очень сложно, огромная конкуренция и, к сожалению, негативный момент — берут вверх технологии.

Людей, поющих и танцующих, стало больше, чем людей, способных создать неповторимый психологический образ. В идеале все должно быть соединено, если у человека есть элементарные музыкальные способности, то "петь-плясать" научиться можно. А вот создать неповторимый образ, который будут вспоминать поколения, этому научить нельзя.

— Евгений Юрьевич, помимо кино и театральных достижений, помимо активной общественной деятельности, вы известны и как писатель. Можно узнать о ваших новых книгах?

— Писать я начал в девяностые годы, выпустил свою первую книгу, она называлась "Не Я", потом была книга "Против кого дружите?", пережившая четыре издания, у нее была успешная судьба. Сейчас закончил повесть, посвященную моей покойной жене. Повесть опубликована в журнале "Story" и она станет первой историей в следующей книге, но пока не буду вам о ней рассказывать, потому что она еще не написана.

Я пишу по возможности, урывками. С одной стороны пишу профессионально и увлеченно, но это не предмет моего заработка, и издатель не стоит у меня над душой. Так что могу позволить себе работать над книгой долго и тщательно, все детально обдумать, самому еще раз пережить эти события.

Я прожил большую жизнь, есть, что сказать своими произведениями, поэтому согласен с высказыванием Антона Павловича Чехова: "Писать надо, когда уже совсем не можешь не писать"… Так что я не тороплюсь, но мне приятно, что мои книги читают и ждут.

Читайте также:

Никита Михалков: Все за деньги, но это мелочи

Шамиль Тарпищев о теннисе, детях и стране

Егор Кончаловский: "Мы с дедом были близки"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Беседовала

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *